Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Особенности развития письменной речи у детей с социально-педагогической запущенностью » Особенности развития письменной речи у детей с социально–педагогической запущенностью

Особенности развития письменной речи у детей с социально–педагогической запущенностью

Страница 7

Для качественного и количественного сравнения результатов исследования аналогичные методики были предложены детям контрольной группы (20 человек). В данную группу входят учащиеся младших классов (выборочно) Константиновской средней общеобразовательной школы, не имеющие отклонений в развитии.

Содержание методик исследования письменной речи детей

1 этап.

Для исследования, направленного на изучение состояния письма и доступных на период обучения ребёнка форм письменной речи, используем диктант или списывание текста, если ребёнку непосильно написать текстовой диктант.

Основные задачи этапа:

- выявление степени овладения грамотой с учётом времени обучения и требований школьной программы на момент обследования;

-проверка навыков письма

Диктант как форма репродуктивного вида деятельности проводится по традиционной методике в течение одного урока. Варианты диктанта и инструкции испытуемым соответствуют возрастной норме и представлены в таблице 2.

Результаты обследования состояния письма фиксируются, а образцы работ учащихся приводятся в приложении.

Таблица 2

Испытуемые

Количество

Варианты диктанта

Инструкция испытуемым

Время начала

время конца

Эгр

20

1класс. «Кот»

2класс. «Птицы»

3класс. «Ночью в лесу».

Слушаем весь диктант.

Слушаем предложение до точки.

Диктую предложение, а вы пишите.

Проверяем предложение.

Проверяем весь диктант.

Начало урока.

Конец урока.

Кгр

20

Варианты диктантов те же.

Аналогичные.

Время написания 1 урок.

2 этап.

С целью изучения особенностей письменной речи детей с различными проявлениями речевой недостаточности необходимо провести анализ и сравнение дискурсов как продуктов двух видов деятельности: репродуктивной и продуктивной. Целесообразно провести изложение (репродуктивный вид письменной работы) и сочинение с элементами описания (продуктивный вид письменной речи). Хорошими диагностическими возможностями обладает такой вид сочинения, как письмо к воображаемому адресату. В данном случае письменная речь выступает формой общения с отсутствующим собеседником, что обеспечивает её мотивированность. Проведение сочинения должно предусматривать максимальную степень самостоятельности учащихся, то есть исключать помощь со стороны учителя и предваряющее устное составление рассказа. Этим обеспечивается прогностический аспект данного приёма, позволяющий выявить его доступность и потенциальные возможности учащихся.

Использование письма как средства общения означает необходимость соблюдения традиционной эпистолярной формы. Конструирующей особенностью таких текстов является его специфическая трёхчастность, которая складывается из обращения к адресату и примыкающих к нему высказываний (инициальный дискурс), содержательной части и заключения, обычно включающего пожелания и подпись (финальный дискурс). Такая структура письма задаёт пишущему тот текстовый сценарий, которому он должен следовать.

Объективными факторами текстообразования являются следующие:

- цель текста, которая связана в данном случае со стремлением воздействовать на адресата, побуждать его к действию;

- адресат, статус и конкретные черты которого в значительной степени влияют на облик текста. В созданной нами ситуации адресату (Робинзону) приписывается признак неосведомлённости, поэтому создатели текста (учащиеся) должны включить в его содержательную часть объяснение того. Как найти «клад, зарытый на острове»;

- статус субъекта приписывает ему «производить определённые действия, в связи с чем он принимает на себя определённые прагматические роли». Так, условия ситуации констатирующего эксперимента предлагает субъекту (учащемуся) две роли – это роль, выполняя которую субъект извлекает из «карты –схемы» сведения о местонахождении «клада», и роль, в которой субъект, организуя их, формирует текст письма;

- объект (содержательный компонент) текстовой коммуникации также оказывает влияние на облик текста. Для текста – повествования с элементами описания в данном случае – это информация о нахождении клада;

- в созданной нами ситуации коммуникации между субъектом и адресатом в рамках констатирующего эксперимента складываются отношения контактности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru