Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Для качественного и количественного сравнения результатов исследования аналогичные методики были предложены детям контрольной группы (20 человек). В данную группу входят учащиеся младших классов (выборочно) Константиновской средней общеобразовательной школы, не имеющие отклонений в развитии.
Содержание методик исследования письменной речи детей
1 этап.
Для исследования, направленного на изучение состояния письма и доступных на период обучения ребёнка форм письменной речи, используем диктант или списывание текста, если ребёнку непосильно написать текстовой диктант.
Основные задачи этапа:
- выявление степени овладения грамотой с учётом времени обучения и требований школьной программы на момент обследования;
-проверка навыков письма
Диктант как форма репродуктивного вида деятельности проводится по традиционной методике в течение одного урока. Варианты диктанта и инструкции испытуемым соответствуют возрастной норме и представлены в таблице 2.
Результаты обследования состояния письма фиксируются, а образцы работ учащихся приводятся в приложении.
Таблица 2
Испытуемые |
Количество |
Варианты диктанта |
Инструкция испытуемым |
Время начала |
время конца |
Эгр |
20 |
1класс. «Кот» 2класс. «Птицы» 3класс. «Ночью в лесу». |
Слушаем весь диктант. Слушаем предложение до точки. Диктую предложение, а вы пишите. Проверяем предложение. Проверяем весь диктант. |
Начало урока. |
Конец урока. |
Кгр |
20 |
Варианты диктантов те же. |
Аналогичные. |
Время написания 1 урок. |
2 этап.
С целью изучения особенностей письменной речи детей с различными проявлениями речевой недостаточности необходимо провести анализ и сравнение дискурсов как продуктов двух видов деятельности: репродуктивной и продуктивной. Целесообразно провести изложение (репродуктивный вид письменной работы) и сочинение с элементами описания (продуктивный вид письменной речи). Хорошими диагностическими возможностями обладает такой вид сочинения, как письмо к воображаемому адресату. В данном случае письменная речь выступает формой общения с отсутствующим собеседником, что обеспечивает её мотивированность. Проведение сочинения должно предусматривать максимальную степень самостоятельности учащихся, то есть исключать помощь со стороны учителя и предваряющее устное составление рассказа. Этим обеспечивается прогностический аспект данного приёма, позволяющий выявить его доступность и потенциальные возможности учащихся.
Использование письма как средства общения означает необходимость соблюдения традиционной эпистолярной формы. Конструирующей особенностью таких текстов является его специфическая трёхчастность, которая складывается из обращения к адресату и примыкающих к нему высказываний (инициальный дискурс), содержательной части и заключения, обычно включающего пожелания и подпись (финальный дискурс). Такая структура письма задаёт пишущему тот текстовый сценарий, которому он должен следовать.
Объективными факторами текстообразования являются следующие:
- цель текста, которая связана в данном случае со стремлением воздействовать на адресата, побуждать его к действию;
- адресат, статус и конкретные черты которого в значительной степени влияют на облик текста. В созданной нами ситуации адресату (Робинзону) приписывается признак неосведомлённости, поэтому создатели текста (учащиеся) должны включить в его содержательную часть объяснение того. Как найти «клад, зарытый на острове»;
- статус субъекта приписывает ему «производить определённые действия, в связи с чем он принимает на себя определённые прагматические роли». Так, условия ситуации констатирующего эксперимента предлагает субъекту (учащемуся) две роли – это роль, выполняя которую субъект извлекает из «карты –схемы» сведения о местонахождении «клада», и роль, в которой субъект, организуя их, формирует текст письма;
- объект (содержательный компонент) текстовой коммуникации также оказывает влияние на облик текста. Для текста – повествования с элементами описания в данном случае – это информация о нахождении клада;
- в созданной нами ситуации коммуникации между субъектом и адресатом в рамках констатирующего эксперимента складываются отношения контактности.