Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Педагогический процесс

Педагогический процесс

Назначение курса состоит в углубленном изучении содержания и логики предмета, усвоении и развитии у студентов навыков самостоятельной работы, умении увязывать изучаемый материал с профессиональностью. Предлагаемый курс будет способствовать формированию у студентов знаний:

- сущности понятия самопознание, социализация, этапах её формирования;

- о факторах и характеристике социального воздействия: мегафакторы, мезофакторы, микрофакторы воспитания;

- о социально-педагогических механизмах социализации;

Цель изучения учебной дисциплины:

Основной целью курса «Педагогика» является фундаментальная подготовка студентов к профессиональной деятельности с инновационным, креативным типом мышления, вооруженного системным методологическим подходом и осмыслением научно-методологических и педагогических знаний и умений по переводу их в практические действия в условиях целостного педагогического процесса.

Задачи изучения дисциплины:

-осуществлять педагогическую профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание студентов;

- сформировать систему педагогических знаний о целостном педагогическом процессе, построенном на субьект-субьектном взаимодействии воспитателей и воспитанников;

Содержание учебной дисциплины:

Изучение курса «Педагогики» предполагает приобретение студентами следующих умений:

-самостоятельно применять на практике полученные знания по педагогике;

-проектировать осуществлять педагогический процесс в школе;

-владеть способами активизации мыслительной деятельности школьников;

-использовать на практике новые педагогические технологии воспитания и обучения.

План изучения учебной дисциплины:

№ недели

Название темы

Формы организации обучения, кол-во часов

Задания для СРС, СРСП

1

Воспитание как общественное и педагогическое явление

Лекция-1

Семинар-2

СРС-6

Охарактеризоватьуровни научного исследования, методологические принципы, основные компоненты и логику исследования.

2

Педагогика как наука о воспитании

Лекция-1

Семинар-2

СРС-6

Определить по основным методам педагогического исследова ния по следующей схеме: определение, перечисление и характеристика видов, требования к использованию, сильные и слабые его стороны.

3

Факторы развития личности и их характеристика

Лекция-1

Семинар-2

СРС-6

Провести микроисследование какого – либо педагогического вопроса, используя один из доступных вам методов педагогического исследования.

4

Система образования и ее характеристика

Лекция-1

Семинар-2

СРС-6

Обьяснить смысл идеи целостности педагогического процесса.

5

Методология и методика педагогического исследования

Лекция-1

Семинар-2

СРС-6

Анализировать структуру целостного педагогического процесса и методики.

6

Сущность целостного педагогического процесса

Лекция-1

Семинар-2

СРС-6

Составить схему: «Закономерности педагогической деятельности».

7

Воспитательный процесс и его характеристика

Лекция-1

Семинар-2

СРС-6

Эссе на тему: Формирование здорового образа жизни учащихся

8

Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса

Лекция-1

Семинар-2

СРС-6

Основы теории и технологии педагогического процесса.

9

Содержание целостного педагогического процесса

Лекция-1

Семинар-2

СРС-6

Дискуссия на тему: Проблемы содержания образования современной казахстанской школы.

10

Методы и средства целостного педагогического процесса.

Формы организации целостного педагогического процесса

Лекция-1

Семинар-2

СРС-6

Изучать: Концепция развития системы образования Республики Казахстан

11

Ученик в учебно-воспитательном взаимодействии. Учитель и индивидуальный стиль его деятельности.

Лекция-1

Семинар-2

СРС-6

Изучать: Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан.

12

Детский коллектив в процессе формирования личности. Семья в системе воспитания и социализации личности.

Лекция-1

Семинар-2

СРС-6

Изучать: Концепция воспитания детей дошкольного и школьного возраста

13

Сущность и понятие педагогической технологии. Педагогическая техника

Лекция-1

Семинар-2

СРС-6

Эссе на тему: Педагогическая техника и мастерство учителя.

14

Педагогическое общение.

Лекция-1

Семинар-2

СРС-6

Круглый стол: Эстетическое воспитание и опыт народной педагогики.

15

Управление педагогическими системами как отрасль научного знания. Внутришкольное управление

Лекция-1

Семинар-2

СРС-6

Изучать: Концепция развития системы образования Республики Казахстан

В ходе изучения дисциплины предусмотрены такие виды контроля, как: текущий, промежуточный и итоговый контроли. Для текущей оценки усвоения студентами излагаемого материала в лекциях используются элементы диалога, дискуссии, а также контрольные вопросы по материалу каждой темы.

Основные формы контроля: семинарские занятия, деловые (ситуационные) игры, игровые панели, написание, сдача и последующее обсуждение эссе, аннотаций.

Система оценивания:

Текущий контроль – 20%

Промежуточный тест – 20%

СРС и СРСП – 20%

Экзамен – 40%

Итого – 100%

Объем учебной нагрузки составляет 135 часов: из них 15 часов лекций, 30 часов практических занятий, 90 часов - СРС. Курс включает в себя следующие виды и методы контроля: текущий, промежуточный и итоговый контроль, который будет осуществляться в виде тематических контрольных работ, промежуточных тестов, индивидуальной и групповой презентаций, исследовательской работы (курсовой проект), итогового экзамена. Для студентов является обязательной активность в процессе аудиторного занятия, которая оценивается на основе качества выступления. Индивидуальная презентация исследовательского дизайна. Посещение занятий и участие в учебном процессе являются обязательными. Опоздания на занятия не допускаются. Сотовые телефоны на время занятия следует отключать.

Рассмотрен на заседании методической секции кафедры, протокол № 1

от «29» августа 2012г.

Утвержден заведующим кафедрой

д.п.н., профессор _______________ К.К.Шалгынбаева

«Общие основы педагогики»:

Беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе.

Воспитание – целенаправленный процесс формирования определенных положительных качеств, свойств и отношений человека.

Личность – устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая его как члена общества.

Метод исследования – способ решения научно-исследовательских задач.

Методология – это совокупность методов, применяемых в какой-либо науке; это учение о научном методе познания.

Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

Методологическая культура – умение анализировать собственную научную педагогическую деятельность, научно обосновывать, критически осмысливать и творчески применять определенные концепции, формы и методы познания.

Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.

Научная проблема – основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки.

Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учащихся, результатом которого является усвоение знаний, формирование умений и навыков, мировоззрения, развития умственных сил и способностей обучаемых.

Объект – то, на что направлен процесс познания.

Педагогическая задача – конкретная педагогическая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее реализации.

Педагогическая система – упорядоченная совокупность структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение задач образования и развития; развивающееся взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитанников.

Педагогический эксперимент – опытная проверка гипотезы.

Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт педагога и воспитанника, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, механизмах, содержании, принципах и технологиях.

Предмет исследования – часть, сторона объекта, наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности объекта, которые подлежат изучению.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в физической и психической сферах человека, происходящий под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность, направленная на изменение собственной личности в целях устранения тех или иных недостатков и формирования положительных свойств.

Самообразование – это процесс, направленный на самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков, на саморазвитие и самосовершенствование личности.

Социализация – процесс освоения человеком существующих в данной культуре и обществе заданных норм поведения и способов деятельности; процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Тема исследования – это лаконичная формулировка проблемы исследования.

Теоретический анализ – выявление и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под влиянием внешних воздействий.

Цель – замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

«Теория обучения»:

Диагностика обученности – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации обучения.

Дидактика – наука, изучающая и исследующая проблемы обучения и образования.

Дидактическая концепция – система взглядов, принципов на обучение.

Дидактическая система – выделенное по определенным критериям целостное образование, представленное единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения.

Дидактическая теория – совокупность обобщенных положений о процессе обучения, а также правил организации этого процесса.

Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы и способности.

Закономерность обучения – объективная, существенная, необходимая, общая, устойчивая и повторяющаяся связь между компонентами обучения.

Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося, направленной на достижение заданной цели.

Обучение (1) – взаимодействие учителя и учащихся, в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире и формируют научное мировоззрение, всесторонне развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентации в соответствии с личными и общественными интересами и потребностями; (2) – процесс общения, в котором происходит управляемое познание, индивидуальное освоение общечеловеческой культуры и опыта жизнедеятельности человека.

Отметка – количественное выражение оценки в балльной системе.

Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс овладения знаниями и способами деятельности в соответствии с целями и задачами образования, воспитания и развития личности.

Оценка – качественный показатель результатов обучения.

Познавательный интерес – интегративное свойство личности, обеспечивающее духовное богатство личности, помогающее ей отобрать из окружающей действительности личностно значимое и ценное.

Преподавание – упорядоченная деятельность учителя по реализации цели обучения.

Прием обучения – структурный элемент метода обучения, отдельная операция, умственное или практическое действие учителя или учащегося.

Принцип обучения – руководящая идея, нормативное требование к организации и осуществлению процесса обучения.

Проверка – выявление и измерение результатов обучения.

Самостоятельная работа учащихся – способ организации учебной деятельности учащихся, осуществляемый под прямым или косвенным руководством педагога, но без непосредственной помощи педагога.

Содержание образования (1) – система знаний, умений и навыков, отобранная для изучения в определенном типе образовательного учреждения; (2) – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в процессе учебно-воспитательной работы; (3) – педагогически адаптированный социальный опыт, подлежащий усвоению.

Стандарт образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания.

Таксономия целей обучения – группа категорий целей, каждая из которых выражает определенную совокупность и последовательность операций.

Урок – динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учащихся с учителем, включающая содержание, методы и средства обучения, и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.

Усвоение – организованная познавательная деятельность ученика, процесс и результат превращения учебного материала в достояние и качества личности учащегося.

Учебная программа – нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по каждому учебному предмету.

Учебный план – нормативный документ, определяющий состав учебных предметов и порядок их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.

Учебный предмет – дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков в определенной отрасли науки.

Учение – деятельность ученика, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, самореализацию в познавательной деятельности.

Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Форма организации обучения – конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия.

Целостность – внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды.

Цель обучения – конечные и промежуточные результаты обучения, которых достигают учащиеся в познавательной, эмоционально-ценностной и психомоторной областях.

«Теория и методика воспитания»:

Беседа этическая – специально подготовленная и организованная беседа педагога с детьми, имеющая целью способствовать их нравственному совершенствованию.

Внеклассная воспитательная работа – организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Воспитание - целенаправленное влияние на формирование качеств личности, на становление ее взглядов, чувств, интересов, мотивов, убеждений и привычек; целенаправленное создание условий для развития личности; целенаправленная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры; процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности.

Воспитание авторитарное – система воспитания, основанная на бесприкословном подчинении воспитанников воспитателю.

Воспитание гражданское – целенаправленный процесс воспитания гражданственности как интегративного качества личности.

Воспитание нравственное – целенаправленный процесс формирования у детей внутренней способности быть верным нравственным принципам; процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Воспитание правовое – целенаправленный процесс формирования правового сознания и поведения, осознанное восприятие юридических законов, правовых норм и обязанностей.

Воспитание семейное – воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, направленное на формирование представлений о жизненных целях и ценностях, правилах, нормах и привычках поведения, критериях оценки добра и зла.

Воспитание трудовое – совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у воспитанников общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Воспитание умственное – процесс обогащения детей знаниями, интеллектуальными умениями, навыками, развитие умственных сил, познавательных интересов.

Воспитание физическое – система совершенствования ребенка, направленная на его физическое развитие, укрепление здоровья и выработку потребности в постоянном физическом совершенствовании.

Воспитание экологическое – процесс овладения учащимися экологическими знаниями, формирования экологического мышления и экологического поведения в окружающей среде.

Воспитание экономическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у них элементарных экономических знаний, умений и навыков, экономического мышления.

Воспитание эстетическое – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в высоких культурных и духовных ценностях, в их дальнейшем обогащении, развития творческих способностей.

Воспитанность – показатель и результат сформированности у учащегося совокупности знаний, умений и навыков, качеств личности, реализующихся в процессе его деятельности и поведения, мера соответствия личности идеалам, требованиям культуры, общества.

Воспитательная система школы – форма интеграции воспитательных взаимодействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели сориентированы с целями воспитанников и обеспечивается реализация задач воспитания в специально организованных условиях.

Воспитательная среда – совокупность факторов становления человеческой личности.

Воспитательное пространство – окружающая ребенка среда, в которой создаются необходимые условия для формирования и развития личности.

Гражданственность – нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом.

Группа – относительно устойчивая общность индивидов, связанных общими целями и нормами, системой отношений.

Детская организация – самодеятельное самоуправляемое общественное объединение детей, создаваемое для реализации социально значимой цели, имеющее структуру членства, ценности, нормы и правила деятельности, зафиксированные в учредительных документах.

Детство – период онтогенетического развития человека от рождения до взрослости.

Деятельность – целенаправленная активность человека, отвечающая его потребностям и мотивам, реализующаяся в системе действий и операций.

Деятельностный подход к воспитанию – теоретико-методологическая основа педагогики, ориентирующая на организацию процесса воспитания через конкретную, интересную деятельность детей.

Диагностика педагогическая – целенаправленная деятельность педагога, ориентированная на определение уровня воспитанности или обученности учащихся.

Дисциплина школьная – соблюдение учащимися правил поведения в школе и вне ее, четкое и организованное выполнение ими своих обязанностей, подчинение общественному долгу.

Достоинство ребенка – сознание им ценности своей личности, высоких моральных качеств и уважение их в самом себе.

Духовность – качество, предполагающее высокий уровень интеллектуально-нравственного и эмоционально-волевого развития личности, способной к творческой деятельности.

Закономерность воспитания – объективно существующие, повторяющиеся и существенные связи между компонентами воспитания.

Классный руководитель – педагог, занимающийся организацией и проведением внеурочной воспитательной работы в общеобразовательной школе.

Коллектив детский – группа детей, объединенных общественно значимыми целями и деятельностью для достижения этих целей, определенными отношениями взаимозависимости, взаимоответственности и взаимоподчинения, имеющая органы самоуправления, традиции.

Критерий – показатель, на основании которого производится оценка , определение или классификации чего-либо, мерило оценки.

Культура базовая – целостность, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, обеспечивающая ее социальную устойчивость.

Культура нравственная – единство нравственных чувств, сознания и поведения человека в обществе.

Культура общения – различные формы контакта, взаимодействия человека с другими людьми.

Культура поведения – нормы бытия, поступки человека.

Культура правовая – различные формы отношения человека к правовым актам и законам общества.

Культура трудовая – совокупность усвоенных человеком знаний, умений и навыков, которые реализуются в различных формах его отношения к труду, людям труда, а также результатам трудовой деятельности.

Культура физическая – система сохранения здоровья, спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

Культура экологическая – различные формы взаимодействия человека с природой.

Культура экономическая – совокупность усвоенных человеком знаний, умений и навыков в области хозяйствования, планирования, организации и совершенствования производства.

Культура эстетическая – совокупность знаний, умений и навыков и способностей человека воспринимать, оценивать и создавать красоту в искусстве и других видах человеческой деятельности.

Культурологический подход в воспитании – рассмотрение воспитания как процесса интериоризации и развития личностью достижений культуры.

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию.

Личностно-ориентированный подход – учет и раскрытие в процессе воспитания индивидуальных, творческих особенностей ученика.

Личный пример – метод воспитания, предполагающий пример жизни и деятельности авторитетных лиц, которым следует воспитанник.

Мероприятие – относительно завершенная, совместная деятельность детей и взрослых в определенный отрезок времени, организованная с определенной целью.

Метод воспитания – способ взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанника, направленной на достижение цели воспитания.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе.

Мораль – совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям.

Наказание – торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния.

Нравственность – совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.

Общественное мнение – метод воспитания, заключающийся в учете коллективного требования, игнорирующего оценки, суждения и волю личности, вырабатывающийся в процессе коллективного обсуждения всех значимых событий в жизни класса и школы.

Поощрение – метод воспитания, ориентированный на положительную оценку поведения или качеств ученика.

Прием воспитания – частное проявление метода воспитания, отдельное действие, составная часть метода.

Принципы воспитания – общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и формам организации воспитательного процесса.

Приучение – способ организации планомерного и регулярного выполнения учащимися определенных действий с целью превращения их в привычные формы положительно направленного поведения.

Профориентация – система работы классного руководителя, направленная на подготовку учащихся к сознательному выбору профессии.

Самосознание – осознанное отношение человека к себе, к собственной деятельности.

Самореализация личности – наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.

Саморегуляция – самостоятельное создание человеком требуемых или желаемых состояний.

Самоуправление – действия учащихся по руководству собственной деятельностью.

Семья – социальная общность, основанная на браке или кровном родстве.

Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение.

Создание воспитывающих ситуаций – способ организации специальных педагогических условий, вызывающих у учащихся необходимые чувства, мотивы, явления и поступки.

Содержание воспитания – совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.

Средства воспитания – материальные и идеальные объекты, используемые в процессе воспитания и служащие целям воспитания.

Толерантность – терпимость к чужому мнению, поведению, образу жизни.

Традиции – способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, поддерживаемый силой общественного мнения и обычаев.

Требование – предъявление школьнику культурной нормы отношения к чему-либо или кому-либо.

Упражнение – метод воспитания, направленный на формирование практических умений и навыков; способ многократного повторения действий и поступков учащихся с целью выработки у них нравственных привычек поведения.

Уровень воспитанности – определенная мера овладения учащимся базовой культурой.

Форма воспитания – внешнее выражение взаимодействия воспитателя и воспитанника, осуществляемое в определенном порядке и режиме и регулируемое избранными методами и средствами воспитания.

Эмпатия – способность человека понимать переживания другого человека и сопереживать в процессе межличностных отношений.

Этнос – исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией.

Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru