Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Назначение курса состоит в углубленном изучении содержания и логики предмета, усвоении и развитии у студентов навыков самостоятельной работы, умении увязывать изучаемый материал с профессиональностью. Предлагаемый курс будет способствовать формированию у студентов знаний:
- сущности понятия самопознание, социализация, этапах её формирования;
- о факторах и характеристике социального воздействия: мегафакторы, мезофакторы, микрофакторы воспитания;
- о социально-педагогических механизмах социализации;
Цель изучения учебной дисциплины:
Основной целью курса «Педагогика» является фундаментальная подготовка студентов к профессиональной деятельности с инновационным, креативным типом мышления, вооруженного системным методологическим подходом и осмыслением научно-методологических и педагогических знаний и умений по переводу их в практические действия в условиях целостного педагогического процесса.
Задачи изучения дисциплины:
-осуществлять педагогическую профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание студентов;
- сформировать систему педагогических знаний о целостном педагогическом процессе, построенном на субьект-субьектном взаимодействии воспитателей и воспитанников;
Содержание учебной дисциплины:
Изучение курса «Педагогики» предполагает приобретение студентами следующих умений:
-самостоятельно применять на практике полученные знания по педагогике;
-проектировать осуществлять педагогический процесс в школе;
-владеть способами активизации мыслительной деятельности школьников;
-использовать на практике новые педагогические технологии воспитания и обучения.
План изучения учебной дисциплины:
№ недели |
Название темы |
Формы организации обучения, кол-во часов |
Задания для СРС, СРСП |
1 |
Воспитание как общественное и педагогическое явление |
Лекция-1 Семинар-2 СРС-6 |
Охарактеризоватьуровни научного исследования, методологические принципы, основные компоненты и логику исследования. |
2 |
Педагогика как наука о воспитании |
Лекция-1 Семинар-2 СРС-6 |
Определить по основным методам педагогического исследова ния по следующей схеме: определение, перечисление и характеристика видов, требования к использованию, сильные и слабые его стороны. |
3 |
Факторы развития личности и их характеристика |
Лекция-1 Семинар-2 СРС-6 |
Провести микроисследование какого – либо педагогического вопроса, используя один из доступных вам методов педагогического исследования. |
4 |
Система образования и ее характеристика |
Лекция-1 Семинар-2 СРС-6 |
Обьяснить смысл идеи целостности педагогического процесса. |
5 |
Методология и методика педагогического исследования |
Лекция-1 Семинар-2 СРС-6 |
Анализировать структуру целостного педагогического процесса и методики. |
6 |
Сущность целостного педагогического процесса |
Лекция-1 Семинар-2 СРС-6 |
Составить схему: «Закономерности педагогической деятельности». |
7 |
Воспитательный процесс и его характеристика |
Лекция-1 Семинар-2 СРС-6 |
Эссе на тему: Формирование здорового образа жизни учащихся |
8 |
Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса |
Лекция-1 Семинар-2 СРС-6 |
Основы теории и технологии педагогического процесса. |
9 |
Содержание целостного педагогического процесса |
Лекция-1 Семинар-2 СРС-6 |
Дискуссия на тему: Проблемы содержания образования современной казахстанской школы. |
10 |
Методы и средства целостного педагогического процесса. Формы организации целостного педагогического процесса |
Лекция-1 Семинар-2 СРС-6 |
Изучать: Концепция развития системы образования Республики Казахстан |
11 |
Ученик в учебно-воспитательном взаимодействии. Учитель и индивидуальный стиль его деятельности. |
Лекция-1 Семинар-2 СРС-6 |
Изучать: Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан. |
12 |
Детский коллектив в процессе формирования личности. Семья в системе воспитания и социализации личности. |
Лекция-1 Семинар-2 СРС-6 |
Изучать: Концепция воспитания детей дошкольного и школьного возраста |
13 |
Сущность и понятие педагогической технологии. Педагогическая техника |
Лекция-1 Семинар-2 СРС-6 |
Эссе на тему: Педагогическая техника и мастерство учителя. |
14 |
Педагогическое общение. |
Лекция-1 Семинар-2 СРС-6 |
Круглый стол: Эстетическое воспитание и опыт народной педагогики. |
15 |
Управление педагогическими системами как отрасль научного знания. Внутришкольное управление |
Лекция-1 Семинар-2 СРС-6 |
Изучать: Концепция развития системы образования Республики Казахстан |
В ходе изучения дисциплины предусмотрены такие виды контроля, как: текущий, промежуточный и итоговый контроли. Для текущей оценки усвоения студентами излагаемого материала в лекциях используются элементы диалога, дискуссии, а также контрольные вопросы по материалу каждой темы.
Основные формы контроля: семинарские занятия, деловые (ситуационные) игры, игровые панели, написание, сдача и последующее обсуждение эссе, аннотаций.
Система оценивания:
Текущий контроль – 20%
Промежуточный тест – 20%
СРС и СРСП – 20%
Экзамен – 40%
Итого – 100%
Объем учебной нагрузки составляет 135 часов: из них 15 часов лекций, 30 часов практических занятий, 90 часов - СРС. Курс включает в себя следующие виды и методы контроля: текущий, промежуточный и итоговый контроль, который будет осуществляться в виде тематических контрольных работ, промежуточных тестов, индивидуальной и групповой презентаций, исследовательской работы (курсовой проект), итогового экзамена. Для студентов является обязательной активность в процессе аудиторного занятия, которая оценивается на основе качества выступления. Индивидуальная презентация исследовательского дизайна. Посещение занятий и участие в учебном процессе являются обязательными. Опоздания на занятия не допускаются. Сотовые телефоны на время занятия следует отключать.
Рассмотрен на заседании методической секции кафедры, протокол № 1
от «29» августа 2012г.
Утвержден заведующим кафедрой
д.п.н., профессор _______________ К.К.Шалгынбаева
«Общие основы педагогики»:
Беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе.
Воспитание – целенаправленный процесс формирования определенных положительных качеств, свойств и отношений человека.
Личность – устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая его как члена общества.
Метод исследования – способ решения научно-исследовательских задач.
Методология – это совокупность методов, применяемых в какой-либо науке; это учение о научном методе познания.
Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.
Методологическая культура – умение анализировать собственную научную педагогическую деятельность, научно обосновывать, критически осмысливать и творчески применять определенные концепции, формы и методы познания.
Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.
Научная проблема – основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки.
Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учащихся, результатом которого является усвоение знаний, формирование умений и навыков, мировоззрения, развития умственных сил и способностей обучаемых.
Объект – то, на что направлен процесс познания.
Педагогическая задача – конкретная педагогическая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее реализации.
Педагогическая система – упорядоченная совокупность структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение задач образования и развития; развивающееся взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитанников.
Педагогический эксперимент – опытная проверка гипотезы.
Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт педагога и воспитанника, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, механизмах, содержании, принципах и технологиях.
Предмет исследования – часть, сторона объекта, наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности объекта, которые подлежат изучению.
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в физической и психической сферах человека, происходящий под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность, направленная на изменение собственной личности в целях устранения тех или иных недостатков и формирования положительных свойств.
Самообразование – это процесс, направленный на самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков, на саморазвитие и самосовершенствование личности.
Социализация – процесс освоения человеком существующих в данной культуре и обществе заданных норм поведения и способов деятельности; процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.
Тема исследования – это лаконичная формулировка проблемы исследования.
Теоретический анализ – выявление и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений.
Формирование – процесс становления человека как социального существа под влиянием внешних воздействий.
Цель – замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.
«Теория обучения»:
Диагностика обученности – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации обучения.
Дидактика – наука, изучающая и исследующая проблемы обучения и образования.
Дидактическая концепция – система взглядов, принципов на обучение.
Дидактическая система – выделенное по определенным критериям целостное образование, представленное единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения.
Дидактическая теория – совокупность обобщенных положений о процессе обучения, а также правил организации этого процесса.
Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы и способности.
Закономерность обучения – объективная, существенная, необходимая, общая, устойчивая и повторяющаяся связь между компонентами обучения.
Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося, направленной на достижение заданной цели.
Обучение (1) – взаимодействие учителя и учащихся, в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире и формируют научное мировоззрение, всесторонне развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентации в соответствии с личными и общественными интересами и потребностями; (2) – процесс общения, в котором происходит управляемое познание, индивидуальное освоение общечеловеческой культуры и опыта жизнедеятельности человека.
Отметка – количественное выражение оценки в балльной системе.
Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс овладения знаниями и способами деятельности в соответствии с целями и задачами образования, воспитания и развития личности.
Оценка – качественный показатель результатов обучения.
Познавательный интерес – интегративное свойство личности, обеспечивающее духовное богатство личности, помогающее ей отобрать из окружающей действительности личностно значимое и ценное.
Преподавание – упорядоченная деятельность учителя по реализации цели обучения.
Прием обучения – структурный элемент метода обучения, отдельная операция, умственное или практическое действие учителя или учащегося.
Принцип обучения – руководящая идея, нормативное требование к организации и осуществлению процесса обучения.
Проверка – выявление и измерение результатов обучения.
Самостоятельная работа учащихся – способ организации учебной деятельности учащихся, осуществляемый под прямым или косвенным руководством педагога, но без непосредственной помощи педагога.
Содержание образования (1) – система знаний, умений и навыков, отобранная для изучения в определенном типе образовательного учреждения; (2) – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в процессе учебно-воспитательной работы; (3) – педагогически адаптированный социальный опыт, подлежащий усвоению.
Стандарт образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания.
Таксономия целей обучения – группа категорий целей, каждая из которых выражает определенную совокупность и последовательность операций.
Урок – динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учащихся с учителем, включающая содержание, методы и средства обучения, и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.
Усвоение – организованная познавательная деятельность ученика, процесс и результат превращения учебного материала в достояние и качества личности учащегося.
Учебная программа – нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по каждому учебному предмету.
Учебный план – нормативный документ, определяющий состав учебных предметов и порядок их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.
Учебный предмет – дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков в определенной отрасли науки.
Учение – деятельность ученика, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, самореализацию в познавательной деятельности.
Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Форма организации обучения – конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия.
Целостность – внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды.
Цель обучения – конечные и промежуточные результаты обучения, которых достигают учащиеся в познавательной, эмоционально-ценностной и психомоторной областях.
«Теория и методика воспитания»:
Беседа этическая – специально подготовленная и организованная беседа педагога с детьми, имеющая целью способствовать их нравственному совершенствованию.
Внеклассная воспитательная работа – организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Воспитание - целенаправленное влияние на формирование качеств личности, на становление ее взглядов, чувств, интересов, мотивов, убеждений и привычек; целенаправленное создание условий для развития личности; целенаправленная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры; процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности.
Воспитание авторитарное – система воспитания, основанная на бесприкословном подчинении воспитанников воспитателю.
Воспитание гражданское – целенаправленный процесс воспитания гражданственности как интегративного качества личности.
Воспитание нравственное – целенаправленный процесс формирования у детей внутренней способности быть верным нравственным принципам; процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Воспитание правовое – целенаправленный процесс формирования правового сознания и поведения, осознанное восприятие юридических законов, правовых норм и обязанностей.
Воспитание семейное – воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, направленное на формирование представлений о жизненных целях и ценностях, правилах, нормах и привычках поведения, критериях оценки добра и зла.
Воспитание трудовое – совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у воспитанников общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Воспитание умственное – процесс обогащения детей знаниями, интеллектуальными умениями, навыками, развитие умственных сил, познавательных интересов.
Воспитание физическое – система совершенствования ребенка, направленная на его физическое развитие, укрепление здоровья и выработку потребности в постоянном физическом совершенствовании.
Воспитание экологическое – процесс овладения учащимися экологическими знаниями, формирования экологического мышления и экологического поведения в окружающей среде.
Воспитание экономическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у них элементарных экономических знаний, умений и навыков, экономического мышления.
Воспитание эстетическое – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в высоких культурных и духовных ценностях, в их дальнейшем обогащении, развития творческих способностей.
Воспитанность – показатель и результат сформированности у учащегося совокупности знаний, умений и навыков, качеств личности, реализующихся в процессе его деятельности и поведения, мера соответствия личности идеалам, требованиям культуры, общества.
Воспитательная система школы – форма интеграции воспитательных взаимодействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели сориентированы с целями воспитанников и обеспечивается реализация задач воспитания в специально организованных условиях.
Воспитательная среда – совокупность факторов становления человеческой личности.
Воспитательное пространство – окружающая ребенка среда, в которой создаются необходимые условия для формирования и развития личности.
Гражданственность – нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом.
Группа – относительно устойчивая общность индивидов, связанных общими целями и нормами, системой отношений.
Детская организация – самодеятельное самоуправляемое общественное объединение детей, создаваемое для реализации социально значимой цели, имеющее структуру членства, ценности, нормы и правила деятельности, зафиксированные в учредительных документах.
Детство – период онтогенетического развития человека от рождения до взрослости.
Деятельность – целенаправленная активность человека, отвечающая его потребностям и мотивам, реализующаяся в системе действий и операций.
Деятельностный подход к воспитанию – теоретико-методологическая основа педагогики, ориентирующая на организацию процесса воспитания через конкретную, интересную деятельность детей.
Диагностика педагогическая – целенаправленная деятельность педагога, ориентированная на определение уровня воспитанности или обученности учащихся.
Дисциплина школьная – соблюдение учащимися правил поведения в школе и вне ее, четкое и организованное выполнение ими своих обязанностей, подчинение общественному долгу.
Достоинство ребенка – сознание им ценности своей личности, высоких моральных качеств и уважение их в самом себе.
Духовность – качество, предполагающее высокий уровень интеллектуально-нравственного и эмоционально-волевого развития личности, способной к творческой деятельности.
Закономерность воспитания – объективно существующие, повторяющиеся и существенные связи между компонентами воспитания.
Классный руководитель – педагог, занимающийся организацией и проведением внеурочной воспитательной работы в общеобразовательной школе.
Коллектив детский – группа детей, объединенных общественно значимыми целями и деятельностью для достижения этих целей, определенными отношениями взаимозависимости, взаимоответственности и взаимоподчинения, имеющая органы самоуправления, традиции.
Критерий – показатель, на основании которого производится оценка , определение или классификации чего-либо, мерило оценки.
Культура базовая – целостность, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, обеспечивающая ее социальную устойчивость.
Культура нравственная – единство нравственных чувств, сознания и поведения человека в обществе.
Культура общения – различные формы контакта, взаимодействия человека с другими людьми.
Культура поведения – нормы бытия, поступки человека.
Культура правовая – различные формы отношения человека к правовым актам и законам общества.
Культура трудовая – совокупность усвоенных человеком знаний, умений и навыков, которые реализуются в различных формах его отношения к труду, людям труда, а также результатам трудовой деятельности.
Культура физическая – система сохранения здоровья, спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
Культура экологическая – различные формы взаимодействия человека с природой.
Культура экономическая – совокупность усвоенных человеком знаний, умений и навыков в области хозяйствования, планирования, организации и совершенствования производства.
Культура эстетическая – совокупность знаний, умений и навыков и способностей человека воспринимать, оценивать и создавать красоту в искусстве и других видах человеческой деятельности.
Культурологический подход в воспитании – рассмотрение воспитания как процесса интериоризации и развития личностью достижений культуры.
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию.
Личностно-ориентированный подход – учет и раскрытие в процессе воспитания индивидуальных, творческих особенностей ученика.
Личный пример – метод воспитания, предполагающий пример жизни и деятельности авторитетных лиц, которым следует воспитанник.
Мероприятие – относительно завершенная, совместная деятельность детей и взрослых в определенный отрезок времени, организованная с определенной целью.
Метод воспитания – способ взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанника, направленной на достижение цели воспитания.
Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе.
Мораль – совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям.
Наказание – торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния.
Нравственность – совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.
Общественное мнение – метод воспитания, заключающийся в учете коллективного требования, игнорирующего оценки, суждения и волю личности, вырабатывающийся в процессе коллективного обсуждения всех значимых событий в жизни класса и школы.
Поощрение – метод воспитания, ориентированный на положительную оценку поведения или качеств ученика.
Прием воспитания – частное проявление метода воспитания, отдельное действие, составная часть метода.
Принципы воспитания – общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и формам организации воспитательного процесса.
Приучение – способ организации планомерного и регулярного выполнения учащимися определенных действий с целью превращения их в привычные формы положительно направленного поведения.
Профориентация – система работы классного руководителя, направленная на подготовку учащихся к сознательному выбору профессии.
Самосознание – осознанное отношение человека к себе, к собственной деятельности.
Самореализация личности – наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.
Саморегуляция – самостоятельное создание человеком требуемых или желаемых состояний.
Самоуправление – действия учащихся по руководству собственной деятельностью.
Семья – социальная общность, основанная на браке или кровном родстве.
Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение.
Создание воспитывающих ситуаций – способ организации специальных педагогических условий, вызывающих у учащихся необходимые чувства, мотивы, явления и поступки.
Содержание воспитания – совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.
Средства воспитания – материальные и идеальные объекты, используемые в процессе воспитания и служащие целям воспитания.
Толерантность – терпимость к чужому мнению, поведению, образу жизни.
Традиции – способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, поддерживаемый силой общественного мнения и обычаев.
Требование – предъявление школьнику культурной нормы отношения к чему-либо или кому-либо.
Упражнение – метод воспитания, направленный на формирование практических умений и навыков; способ многократного повторения действий и поступков учащихся с целью выработки у них нравственных привычек поведения.
Уровень воспитанности – определенная мера овладения учащимся базовой культурой.
Форма воспитания – внешнее выражение взаимодействия воспитателя и воспитанника, осуществляемое в определенном порядке и режиме и регулируемое избранными методами и средствами воспитания.
Эмпатия – способность человека понимать переживания другого человека и сопереживать в процессе межличностных отношений.
Этнос – исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией.
Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.