Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
кукла – играть
курица – яйцо
ножницы – резать
лошадь – сани
книга – учитель
бабочка – муха
щётка – зубы
машина – дорога
снег – зима
корова – молоко
Коэффициент словесно – логической памяти рассчитывается по формуле:
С = В/А * 100%,
где А – общее количество слов правой половины ряда, В – количество запомнившихся слов.
С < 30% - 0 баллов;
30% < С < 50% - 1 балл;
С > 50% - 2 балла.
Для исследования фонематического анализа учащимся предлагается выполнить устно следующие задания:
а) Выделить ударный гласный звук в:
- начале слова;
- конце слова;
-середине слова.
б) Определить согласный звук в:
- начале слова;
- конце слова.
в) Выделить безударный гласный, не требующий проверки правилом, в начале слова.
г) Назвать звуки слова по порядку.
Критерием оценки заданий является их выполнение или невыполнение.
Оценка выполнения:
- выделяет ударный гласный, определяет место согласного в слове, называет звуки слова по порядку – 2 балла;
- не выделяет йотированные гласные, определяет место согласного с помощью, допускает ошибки в назывании звуков слова по порядку – 1 балл;
- не выделяет ударный гласный, не определяет место согласного в слове, не может назвать звуки слова по порядку – 0 баллов.
Для изучения действий на уровне лексемы учащимся предлагаются карточки со следующими заданиями:
На скамейке развалился (сидел, поседел, лежал) пушистый кот.
Мальчик удит (увидит, ловит, ходит) рыбу.
Пёстрый ковёр укрыл (уткнул, замыл, застелил) поля и луга.
Инструкция. Прочитай предложения. Выбери слово, которым можно заменить выделенное слово так, чтобы смысл предложения не изменился. Запиши новое предложение.
Оценка выполнения заданий:
- все три задания выполнены верно – 2 балла;
- два задания выполнены правильно – 1 балл;
- одно или ни одного правильно выполненного задания – 0 баллов.
Характеристика нарушений письменной речи (анализ экспериментальных данных)
Анализ доступных форм письменной речи учащихся с социально – педагогической запущенностью был проведён на материалах организованного в игровой форме сочинения с элементами описания «Клад Робинзона». В качестве графической опоры сочинения была использована специально составленная «карта», указывающая место расположения импровизированного «клада». Алгоритм его нахождения насчитывал семь шагов, составляющих последовательность действий преодоления препятствий, обозначенных «географическими» названиями на карте:
Тоннель – гора – ручей – мост – джунгли – овраг – скалы
Ученики получили следующую инструкцию: «Представь, что это карта, за которой охотятся пираты. У тебя нет возможности съездить самому на остров и найти клад. На острове живёт твой друг Робинзон, и ты можешь объяснить ему в письме, где находится клад. Постарайся написать понятно и точно. Нужно, чтобы Робинзон понял, где зарыт клад, и нашёл сокровища быстрее, чем пираты».
Количественный анализ цельности текстов по вышеперечисленным показателям наглядно демонстрируют следующие таблицы.
Объём высказываний. Таблица 3.
Группы учащихся |
Среднее количество предложений в текстах (СКП) |
Среднее количество слов в текстах (СКС) |
Средняя длина фразы СДФ=СКС/СКП |
Эгр |
2,7 |
13,8 |
5,1 |
Кгр |
12,1 |
4,5 |
2,7 |
Сравнивая показатели, необходимо отметить, что объём работ учащихся Эгр значительно ниже, чем у школьников общеобразовательной школы. Для текстов испытуемых Эгр характерно явление перечисления отдельных действий и объектов, изображённых на карте – плане. Кроме того, тексты многих детей экспериментальной группы состоят из 2 -3 предложений, при этом насчитывают до 70 слов. Поэтому, среднее количество слов в предложении у них почти в 3 раза больше и, соответственно, среднее значение длины фразы также больше, чем у Кгр.
Последовательность изложения. Таблица 4.
Группы учащихся |
Нарушение последовательности излагаемых событий |
Повторы называния объектов и описания действий |
Эгр |
3,3 |
38,3 |
Кгр |
0 |
10 |