Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Особенности развития письменной речи у детей с социально-педагогической запущенностью » Особенности развития письменной речи у детей с социально–педагогической запущенностью

Особенности развития письменной речи у детей с социально–педагогической запущенностью

Страница 8

При анализе полученных текстов целесообразно использовать критерии, количественно и качественно отражающие структурную и содержательную стороны дискурсов, особенности их речевого оформления, а также соответствие письменных высказываний учащихся языковым нормам русского языка. Наряду с этим необходимо проанализировать умения школьников пользоваться языковыми средствами и выявлять нарушения лингвистических норм (речевые ошибки).

Необходимо учитывать 4 основных критерия оценки текста:

цельность;

связность;

использование языковых средств;

соответствие нормам грамотной письменной речи.

Анализ цельности текстов.

В качестве параметров оценки цельности дискурса считается адекватное и полное раскрытие его темы и основной мысли, которое выражается в:

- объёме высказывания;

- последовательности изложения;

- достоверности высказывания.

Объём письменного высказывания является указанием на степень развития письменной речи в целом и характеризуется тремя показателями:

общее число слов в тексте, учитывающее все лексические единицы;

общее число предложений в высказывании;

средняя длина фразы.

Величина данного показателя определяется отношением числа всех слов текста к количеству предложений и наглядно иллюстрирует, насколько насыщена синтаксическая структура фразы. Такой подход позволяет судить о содержательности высказывания, о полноте раскрытия темы, а также характеризует возможности детей актуализировать необходимую лексику в письменной речи.

При анализе текстов на предмет последовательности их изложения в качестве показателей необходимо рассмотреть следующие параметры:

логика изложения;

отсутствие повторов называния объектов и описания действий их преодоления.

Достоверность высказывания рассматривается как адекватное описание:

- объектов и действий;

- сюжета текста – образца.

Поэтому при анализе сочинений достоверными считаются те тексты, в которых описаны объекты и действия и отсутствуют привнесённые ребёнком факты.

Анализ связности текстов.

Структурное единство текста оценивается через анализ внеязыковых и языковых средств связи:

композиционная структура сочинений (внеязыковые средства), которая оценивается с точки зрения наличия всех необходимых структур дискурса: зачина, основной части, заключения;

лексико – грамматические (языковые) средства, которые рассматриваются как отношения между фразами, материализующимися в связках – элементах речи.

Наиболее характерными для работ детей являются следующие виды связок:

- лексический повтор (чаще всего используется многократное повторение глаголов, наречий времени: теперь, потом, когда и др.);

- замена существительных местоимениями.

Количественно оценить связность текста можно, рассчитав индекс связности (IS)

IS=E1\E2

где E1 - число адекватно (правильно) выраженных смысловых отношений; E2 - число всех отношений.

Анализ использованных в дискурсе языковых средств.

Использование в высказываниях языковых средств анализируется по следующим параметрам:

- лексико – морфологический состав дискурса, характеризующийся распределением словаря, актуализированного сочинением, по частям речи;

- характеристика использованных синтаксических конструкций с точки зрения их категориально – дифференцированного обозначения (простые предложения и сложные предложения с различными типами связи).

Соответствие языковым нормам грамотной письменной речи.

В зависимости то отношения к двум основным формам речи – устной и письменной – выделяют ошибки:

- свойственные исключительно устной форме речи – связанные с произношением (орфоэпические) и ударением (акцентологические);

- свойственные как устной, так и письменной формам речи, т.е. не зависящие от формы речи: словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические;

- свойственные исключительно письменной речи: орфографические и пунктуационные.

С учётом фонетического и морфологического принципов правописания (разработанного в отечественной логопедии Левиной Р.Е.) выделяют две группы ошибок на письме. К первой группе относятся ошибки, связанные с несоблюдением фонетического принципа написания, так называемые фонетические (звуковые) ошибки (замены, пропуски, перестановки букв в сильных позициях слова). Ко второй группе относятся ошибки, обусловленные несоблюдением морфологического принципа – орфографические ошибки. В эту группу входят замены, пропуски букв в слабых позициях слова.

этап.

К психическим процессам и функциям, в наибольшей степени ответственных за формирование письменной речи, относятся: внимание, кратковременная и словесно – логическая память, слухо – моторные координации.

С целью исследования памяти используем общепринятую методику «Запомни пару» (Ануфриев А.В., Костромина С.Н.).

Данная методика позволяет выявить уровень развития словесно – логической памяти. Учащимся зачитывается 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой – 5 секунд). После 10 секундного перерыва читаются слова левой половины ряда (с интервалом 10 секунд). Учащиеся записывают запомнившиеся слова правой половины:

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru