Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
При анализе полученных текстов целесообразно использовать критерии, количественно и качественно отражающие структурную и содержательную стороны дискурсов, особенности их речевого оформления, а также соответствие письменных высказываний учащихся языковым нормам русского языка. Наряду с этим необходимо проанализировать умения школьников пользоваться языковыми средствами и выявлять нарушения лингвистических норм (речевые ошибки).
Необходимо учитывать 4 основных критерия оценки текста:
цельность;
связность;
использование языковых средств;
соответствие нормам грамотной письменной речи.
Анализ цельности текстов.
В качестве параметров оценки цельности дискурса считается адекватное и полное раскрытие его темы и основной мысли, которое выражается в:
- объёме высказывания;
- последовательности изложения;
- достоверности высказывания.
Объём письменного высказывания является указанием на степень развития письменной речи в целом и характеризуется тремя показателями:
общее число слов в тексте, учитывающее все лексические единицы;
общее число предложений в высказывании;
средняя длина фразы.
Величина данного показателя определяется отношением числа всех слов текста к количеству предложений и наглядно иллюстрирует, насколько насыщена синтаксическая структура фразы. Такой подход позволяет судить о содержательности высказывания, о полноте раскрытия темы, а также характеризует возможности детей актуализировать необходимую лексику в письменной речи.
При анализе текстов на предмет последовательности их изложения в качестве показателей необходимо рассмотреть следующие параметры:
логика изложения;
отсутствие повторов называния объектов и описания действий их преодоления.
Достоверность высказывания рассматривается как адекватное описание:
- объектов и действий;
- сюжета текста – образца.
Поэтому при анализе сочинений достоверными считаются те тексты, в которых описаны объекты и действия и отсутствуют привнесённые ребёнком факты.
Анализ связности текстов.
Структурное единство текста оценивается через анализ внеязыковых и языковых средств связи:
композиционная структура сочинений (внеязыковые средства), которая оценивается с точки зрения наличия всех необходимых структур дискурса: зачина, основной части, заключения;
лексико – грамматические (языковые) средства, которые рассматриваются как отношения между фразами, материализующимися в связках – элементах речи.
Наиболее характерными для работ детей являются следующие виды связок:
- лексический повтор (чаще всего используется многократное повторение глаголов, наречий времени: теперь, потом, когда и др.);
- замена существительных местоимениями.
Количественно оценить связность текста можно, рассчитав индекс связности (IS)
IS=E1\E2
где E1 - число адекватно (правильно) выраженных смысловых отношений; E2 - число всех отношений.
Анализ использованных в дискурсе языковых средств.
Использование в высказываниях языковых средств анализируется по следующим параметрам:
- лексико – морфологический состав дискурса, характеризующийся распределением словаря, актуализированного сочинением, по частям речи;
- характеристика использованных синтаксических конструкций с точки зрения их категориально – дифференцированного обозначения (простые предложения и сложные предложения с различными типами связи).
Соответствие языковым нормам грамотной письменной речи.
В зависимости то отношения к двум основным формам речи – устной и письменной – выделяют ошибки:
- свойственные исключительно устной форме речи – связанные с произношением (орфоэпические) и ударением (акцентологические);
- свойственные как устной, так и письменной формам речи, т.е. не зависящие от формы речи: словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические;
- свойственные исключительно письменной речи: орфографические и пунктуационные.
С учётом фонетического и морфологического принципов правописания (разработанного в отечественной логопедии Левиной Р.Е.) выделяют две группы ошибок на письме. К первой группе относятся ошибки, связанные с несоблюдением фонетического принципа написания, так называемые фонетические (звуковые) ошибки (замены, пропуски, перестановки букв в сильных позициях слова). Ко второй группе относятся ошибки, обусловленные несоблюдением морфологического принципа – орфографические ошибки. В эту группу входят замены, пропуски букв в слабых позициях слова.
этап.
К психическим процессам и функциям, в наибольшей степени ответственных за формирование письменной речи, относятся: внимание, кратковременная и словесно – логическая память, слухо – моторные координации.
С целью исследования памяти используем общепринятую методику «Запомни пару» (Ануфриев А.В., Костромина С.Н.).
Данная методика позволяет выявить уровень развития словесно – логической памяти. Учащимся зачитывается 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой – 5 секунд). После 10 секундного перерыва читаются слова левой половины ряда (с интервалом 10 секунд). Учащиеся записывают запомнившиеся слова правой половины: