Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
В традиционном обучении редактирование, как правило, огорчает ребёнка. Чем больше ошибок он находит в своём тексте, тем хуже выглядит его работа, тем более явной становится его несостоятельность. А исправление ошибок и многократное переписывание является, по сути, наказанием. При переходе к работе с текстом на компьютере ситуация меняется. У маленького школьника появляются понятные ему основания относиться к редактированию как к необходимому, полезному, а возможно, и интересному делу.
Учитывая все эти доводы, мы решили создать проект программы развития письменной речи, используя данную компьютерную технологию. (примерное содержание проекта программы изложено после описания эксперимента).
Для выявления нарушений письменной речи детей с социально – педагогической запущенностью был проведён констатирующий эксперимент. Это метод исследования, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас явления и создаём условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения связей изучаемых переменных между собой и обстоятельствами жизни ребёнка.
Исследовательская работа велась на базе ГОУ Константиновская общеобразовательная школа – интернат. Экспериментальным исследованием были охвачены дети младшего школьного возраста в количестве 20 человек.
Исследование направлено на изучение всех составляющих письменной речи как деятельности:
- на субъект;
- на продукт письма, каковым является письменный текст;
- на процесс написания;
- на состояние психических функций, в наибольшей степени ответственных за порождение связного письменного высказывания.
Цель, задачи, методы и организация исследования
Целью констатирующего эксперимента является изучение состояния письма и доступных на период обучения ребёнка форм письменной речи.
Задачи исследования:
1. Подобрать методики исследования с учётом предмета, объекта и цели.
2. Проанализировать данные, полученные в ходе экспериментально – практического изучения детей.
3. На основании, выявленных нарушений наметить пути и направления работы.
Методы исследования условно можно разделить на три группы:
Организационные (сравнения речевых нарушений, методик; установление эмоционально – положительного контакта с испытуемым, подбор такого места для эксперимента, чтобы влияние внешних факторов было минимальным).
Эмпирические (наблюдение, беседа, биографический – метод изучения анамнеза и паспортных данных).
Интерпретационные (предполагают объяснение полученных в ходе обследования данных, доказательностью их объективности).
Исследование осуществляется в несколько этапов:
Обследование состояния письма (списывания с рукописного и печатного текстов, диктант).
Обследование письменной речи (сочинение, написание текста по данному зачину, составление подписей к предметным картинкам, составление письменного рассказа по простой сюжетной картинке и т.д.).
Обследование основных психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи.
Таким образом, эксперимент носит практический характер. Экспериментатор занимает активную позицию и создаёт особые условия для наилучшего изучения и оценки состояния письменно – речевой деятельности детей выбранной группы.
Список детей экспериментальной группы. Таблица 1
Ф.И.О. |
Пол |
Дата рождения |
Возраст |
Особенности испытуемых |
Тимур Р. |
муж. |
15.03.97 |
9 |
Социально – педагогическая запущенность |
Андрей Р. |
муж. |
01.12.97 |
8 |
ФФНР |
Кристина Р. |
жен. |
13.02.98 |
8 |
ОНР 3 уровень |
Миша С. |
муж. |
12.03.98 |
8 |
НВ ОНР Стёртая дизартрия |
Света Т. |
жен. |
02.12.98 |
7 |
ОНР 3 уровень |
Рома Т. |
муж. |
9.02.96 |
10 |
Микросоциальная и педагогическая запущенность. |
Тимур А. |
муж. |
12.10.95 |
10 |
ОНР 3 уровень |
Вика И. |
жен. |
10.10.96 |
9 |
Социально – педагогическая запущенность |
Вера П. |
жен. |
27.12.97 |
9 |
Социально – педагогическая запущенность |
Маша С. |
жен. |
06.10.95 |
11 |
F-70/09 |
Лада Б. |
жен. |
31.10.96 |
9 |
F-83 |
Вова В. |
муж. |
16.07.95 |
10 |
F-83 Стёртая дизартрия, элементы дисграфии и дислексии |
Алёша Г. |
муж. |
16.10.95 |
10 |
ОНР 3 уровень, стёртая дизартрия |
Андрей З. |
муж. |
16.12.95 |
10 |
F-70 |
Марина К. |
жен. |
03.10.96 |
9 |
Социально – педагогическая запущенность |
Саша Ш. |
муж. |
13.07.95 |
10 |
Социально – педагогическая запущенность |
Коля Ф. |
муж. |
22.03.96 |
10 |
НВ ОНР Дисграфия, элементы дислексии |
Варя К. |
жен. |
14.06.94 |
11 |
F –70/09 |
Юра Т. |
муж. |
5.10.95 |
10 |
F-83 F-18Элементы дисграфии. Дислексия. |