Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Произносить (читать) предложения.
У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой. Поспешишь — людей насмешишь. Кошки сидят на окошке и смотрят на солнышко. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я смотрю на солнышко. Шесть котят есть хотят. По шоссе с шумом несутся машины. Рыбаки в шалаше пробудилися.
Выучить наизусть стихи.
Я сама братишке Лёше
Тряпкой вытерла калоши.
Чтоб не наследила кошка,
Сшила кошке я сапожки.
Весёлая старушка
Весь день сегодня шьёт.
На круглую катушку
Глядит пушистый кот.
Устала шить старушка
И села у ворот,
А с кругленькой катушкой
Играть пустился кот.
(К. Стюарт)
Произносить (читать) и пересказывать тексты.
Серый плутишка.
Был у Миши котишка — серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.
Дифференциация [с’]-[щ] (необходима Тасе, Саше, Егору, Насте);
Произносить слоги:
ща - ся, щу – сю, щё – сё, щи – си, в разных вариациях.
ащ – ась, ощ – ось, ящ – ясь, ющ – юсь, ищ – ись, ещ – есь, в разных вариациях
(т.е. переставляя местами слоги).
Произносить слова.
1. С прямыми слогами. Щёки, щётка, мощёный, щука, угощу, щи, щит, щель, щепка, ищейка, щавель, трещина, щипать, щегол, щенок, щетина, посёлок, гусёнок, сито, кисель, сети, семья, сила, Сеня, сено, семена, осень, сеять, Сима, косилка, носилки, лисята, поросята.
2.С обратными слогами. Лещ, вещь, овощ, плащ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, авось, навесь, злюсь, карась, брысь, брось, колосья.
3. Слова со звуками Щ и С. Сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, носище, освещать, сгущённыё, щурился, блестящий, настоящий, светящийся, освещение, восхищение.
Произносить предложения.
У Сени ящик. У Васи клещи. У Сони щётка. Сима варит щи. На стене синий плащ. В сенях пищит щенок. Возле села роща. В роще осины. На осинах щеглы. Овощи созревают осенью.
Выучить стих.
Щенок такой тщедушный был
Его я щами всё кормил,
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Ещё бы! Он счастливым рос.
Теперь мой щен не щен, а пёс –
Настоящий!(А. Барто)Дифференциация [ш]-[щ] (необходима Егору, Лизе, Тасе);
Произнести (прочитать) слоги.
ща—ша ша—ща аща—аша аша—аща
що—шо шо—що ощо—ошо ошо—ощо
щу—шу шу—щу ущу—ушу ушу—ущу
щи—ши ши—щи ищи—иши иши—ищи
Прослушать слова, повторить те, в которых есть звуки ш, щ:
а) начало слова: щука, шапка, щётка, шкатулка, щека, шар, щавель, школа, щетина, штаны, щупальца, шутка, щит, шпилька, шпалы,щенок, щупать, штамп, щепка;
б) середина слова: пищать, решать, решето, обещать, мишень, угощать, ошибка, защёлка, лещи,плащи, мышонок, горошина, ущелье, младший, прощение, площадь, хороший, ребятишки, овощи;
в) конц слова: лещ, малыш, вещь, галош, овощ, наш, плащ, ваш, плющ, душ, хрящ, мышь, помощь.
Закончи слова.
а) ша или ща: ро , ка , пи , Ма , кры , ча , ча , лап , гу , поро , Па ;
б) ши или щи: мы , ле , на , пла , у , пи , пи , гало , ве , кле , малы , ово , ланды , тре , та , ды , и , ер ;
в) шу или щу: та , пи , пи , уго , уку , поме , спе , изве , про , про , чи
Закончи предложения подходящими по смыслу словосочетаниями.
Бабушка сварила…(какую? что?).
На грушевом дереве созрели…(какие? что?).
У белого щенка было одно…(какое? что?).
У малышки всегда…(какие? что?).
5). Формирование фонематического восприятия:
- Развитие слухового внимания и памяти (необходимо всем обсдедуемым детям).
1. Развитие внимания и памяти на базе неречевых звуков.
- Игра "Отгадай, что я делаю?"
Дети сидят полукругом, логопед за ширмой совершает различные действия с предметами, после чего дети называют эти действия: рвет бумагу, наливает воду, .
- Игра "Парад звуков"
Необходимый материал: картинки (пылесос, текущая вода, будильник, пила,
молоток, .), звучание этих предметов (магнитофонная запись), контуры этих предметов, вырезанные на картоне.
Ребенок, услышав определенный звук, должен выбрать соответствующую картинку и поместить ее на место (на вырезанный контур).
- Игра "Сделай так же"