Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Согласные звуки для фонематического анализа берутся сначала сохранные в произношении, затем вновь вызванные и автоматизированные.
3. Фонематический анализ слов.
Фонематический анализ слов дается на материале все более усложняющейся звукослоговой структуры слов.
Речевой материал дается в следующей последовательности:
односложные слова, типа: ус, дом, рис;
двухсложные слова из открытых слогов, типа: рука, река;
двухсложные слова из открытого и закрытого слогов: топор, сахар;
двухсложные слова со стечением: кошка, ослик, карман;
односложные слова со стечением в начале слова: стул;
односложные слова со стечением в конце слова: волк, тигр;
двухсложные слова со стечением в начале слова: трава, дрова;
двухсложные слова со стечением в начале и середине слова: клумба, крышка; трехсложные слова в той же последовательности, что и двухсложные.
Фонематический анализ проводится с использованием наглядно-предметных вспомогательных средств: схем, фишек, рисунков, счетных линеек и т.п. Слова подбираются с учётом речевого дефекта ребёнка.
А) Выделение звука на фоне слова.
Речевой материал: с учетом вышеизложенной последовательности.
Процедура: Предлагаются для выделения, как гласные, так и согласные звуки. Инструкция: Подними руку, если в слове есть звук .
- назови и отбери картинки, в названии которых есть заданный звук;
- отложи столько фишек, сколько слов с заданным звуком я назвала.
Б) Выделение первого ударного гласного из слова.
Речевой материал: в описанной последовательности.
Процедура: Слова предлагаются с интонированием, вразброс, возможно применение картинок.
Инструкция: Назови первый гласный звук слова:
- (при обучении грамоте /с 6 лет/, возможно буквенное обозначение гласного звука) напиши гласную букву, стоящую в начале слова
- подбери и назови (или картинки), начинающиеся с ударного гласного
и т.д.
В) Вычленение первого согласного звука из слова.
Речевой материал: в описанной последовательности.
Процедура: Слова предлагаются с интонированием, а затем без него.
Инструкция: Назови первый согласный звук:
- подними синюю карточку, если первый согласный звук в слове твердый и зеленую, если первый согласный звук мягкий;
- обозначь на схемах слов первый согласный звук цветом: синим или зеленым, назови его;
- (для обучения грамоте) обозначь буквой первый согласный звук в слове, назови звук, букву.
Г) Определение конечного согласного в слове.
Речевой материал: сначала в словах, типа: ас, ус, нос; затем более сложные звукослоговые структуры.
Процедура: Логопед произносит слова или показывает картинки, в названии которых ребенок называет и характеризует последний звук.
Инструкция: Назови последний звук в слове:
- подними руку, если последний звук в слове мягкий (твердый, глухой, звонкий), назови его;
- обозначь в словах последний звук на схемах цветными карандашами;
- отобрать картинки с заданным звуком в конце слова.
д) Выделение ударного гласного из середины слова.
Речевой материал: в описанной последовательности (сначала слова,
типа: сок, дом, рис).
Процедура: Сначала слова даются с длительным произнесением гласного, затем приближение к обычному произнесению в более сложных конструкциях слов. Инструкция: Назови ударный ("сильный") гласный звук слова: - подними руку, если в слове "сильный" звук .
- (для обучения грамоте) обозначь "ударный" гласный звук в слове соответственной буквой (кроме слов, в которых произношение не расходится с написанием).
III. Сложные формы фонематического анализа
1. Развитие навыка определять количество звуков в слове.
Речевой материал: в описанной последовательности.
Процедура: Логопед предъявляет слова, количество звуков, которые называет или показывает ребенок.
Инструкция: Покажи, сколько звуков в слове (на счетном ряду):
- назови сколько звуков в слове;
- выложи столько фишек, сколько звуков в слове;
- отбери картинки с заданным количеством звуков;
- отстучи количество звуков в слове;
- напиши цифрой (палочками), сколько звуков в слове;
- разложи картинки в 2 группы по количеству звуков;
- сосчитай сколько в слове согласных (гласных) звуков.
2. Развитие умения определять последовательность звуков в слове.
Речевой материал: в описанной последовательности.
Процедура: Логопед предъявляет слово, звуки которые ребенок называет последовательно.