Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Упражнение Чередование "Забор - Трубочка"
Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую. Методические рекомендации: Из положения "Забор" выполнить движение "Трубочка". Такие переключения выполнить 5 – 6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начиная в медленном темпе. Рука под подбородок, чтобы контролировать неподвижность подбородка.
Упражнения для активизации и развития мышц языка:
Упражнение "Парус"
Цель: подготовка верхнего подъема языка для звука [Р], [Л] (необходимо всем обследуемым детям).
Методические рекомендации: ребенок последовательно выполнять следующие упражнения: "Забор"- "Окно"-"Мост". Из положения "Мост" широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.
Упражнение "Лопата"
Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков (необходимо Насте, Егору, Лизе, Саше, Тасе).
Методические рекомендации: Последовательно выполнять упражнения "Забор" - "Окно" - "Мост". Из положения языка "Мост" выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна поворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5. Язык на губе.
Упражнение "Вкусное варенье"
Цель: сформировать верхний подъем языка в форме "Чашечка", удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз. Необходимо всем детям).
Методические рекомендации: из положения "Лопата-копает" широкий язык поднят к верхней губе и выполнить облизывающего движения сверху вниз 2-3 раза в медленном темпе. Движения языка сверху вниз по верхней губе.
Упражнение "Теплый ветер"
Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию (необходимо Насте,
Егору, Лизе, Саше, Тасе).
Методические рекомендации: из положения "Вкусное варенье" убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнение №18, №20. Подуть на язык. Кистью ощутить теплую струю воздуха.
Упражнение "Цокает лошадка"
Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для [Р] (необходимо Ане, Егору, Лиане, Лизе, Паше, Оле, Саше, Тасе, Андрею).
Методические рекомендации: из положения "Парус" при широком открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой. Выполнить 5-6 раз). Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время цоканья.
Упражнение "Молоток"
Цель: подготовка артикуляции для звука [Р] и вибрации кончики языка (необходимо Ане, Егору, Лиане, Лизе, Паше, Оле, Саше, Тасе, Андрею).
Методические рекомендации: из положения "Парус" стучать языком и произносить звук [Д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта.
Упражнение "Дятел"
Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [Р] (необходимо Ане, Егору, Лиане, Лизе, Паше, Оле, Саше, Тасе, Андрею).
Методические рекомендации: из положения "Парус" и "Молоток" произносить звук [Д] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоминают стук дятла: "Д-дддд" (один удар и несколько ударов в быстром темпе). Выполняется 3-5 таких серий.
Упражнение "Пулемет" Цель: закрепить вибрацию кончика языка для звука [Р] (необходимо Ане, Егору, Лиане, Лизе, Паше, Оле, Саше, Тасе, Андрею).
Методические рекомендации: из положения "Парус" выполнять упражнение "Дятел" и добавлять воздушную струю, как толчок воздуха: "Д-ддд +толчок сильной воздушной струи". Возникает вибрация кончика языка "дрррр". Выполнить интенсивно 5 раз. Если не получается по подражанию, то добавляют упражнение № 20. Язык вверху стучит по альвеолам со звуком "Д-дддд". После произнесения "Д-дддд" сильно подуть на язык.
Упражнение "Холодный ветер"
Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [С] по подражанию (необходимо Насте, Егору, Лизе, Саше, Тасе).