Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня » Содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Страница 3

Методические рекомендации: из положения "Мост" вернуться к упражнению "Забор" и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3-4 раза. Подуть на язык. Кисть под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха.

Упражнение "Пароход"

Цель: подготовка артикуляции для звука [Л] (необходимо Ане, Егору, Лиане, Лизе, Паше, Оле, Саше, Тасе, Андрею).

Методические рекомендации: из положения "Мост" выполнить упражнение "Лопата". Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук [Ы], 2-3 сек. Кончик языка прикушен верхними и нижними резцами.

Упражнение "Маляр"

Цель: растянуть подъязычную связку для звука [Р] и [Л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого неба (необходимо Ане, Егору, Лиане, Лизе, Паше, Оле, Саше, Тасе, Андрею).

Методические рекомендации: из положения "Парус" продвигать язык по небу в переднее-заднем направлении 3-4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной. Язык движется по небу вперед- назад.

Упражнение "Качели"

Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков (необходимо всем детям).

Методические рекомендации: из положения "Парус" перейти к упражнению "Мост", чередовать 5-6 раз в темпе, заданном логопедом.

4. Развитие звукопроизношения.

Постановка: [л] (необходимо (Егору, Лиане, Паше, Оле, Саше, Андрею).

1-й способ. Расслабленным языком делаются быстрые лакательные движения с голосом бл-бл-бл.

2- й способ. Ребенок негромким низким голосом тянет А, не открывая широко рот и при этом стучит языком в верхние резцы. Получится произношение ЛА-ЛА-ЛА с усеченным звучанием гласного. Потом, то же проделывают с другими гласными. Следить за тем, чтобы губы не вытягивались вперед. Очень легкий способ.

3-й способ. Прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный ААААА, попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верхними резцами. В результате будут получаться слоги ЛА-ЛА-ЛА

4-й способ. Постановка звука [л] при отсутствии этого звука в речи ребенка или замене его на [ы]. 1. Попросите ребенка произнести звук [л]. Он либо произнесет звук [ы], либо некий неопределенный гласный звук. Если ребенок не сможет произнести никакого звука, вам придется отказаться от этого способа 2. Пусть ребенок произносит этот свой звук [л] (на самом деле [ы] или неясный гласный звук) более четко, так, чтобы он "попадал" ему на ладонь. Выдох должен быть как можно более горячим. Постепенно нужно отодвигать ладонь подальше ото рта, чтобы ребенок усиливал ротовой выдох. Произнося звук, ребенок должен чувствовать, как воздух проходит у него между зубами. Следите за тем, чтобы плечи у ребенка были опущены, и в мышцах не было других напряжений и зажимов. Губы должны быть открыты так, чтобы были видны верхние и нижние резцы. В результате ребенок будет произносить некий гласный звук, к которому примешивается некоторый "жужжащий" призвук от трения воздушной струи о зубы. 3. На этот призвук обратите внимание ребенка, скажите, что именно таким и должен быть тот звук, произношение которого вы сейчас разучиваете. 4. Дальше во время длительного произнесения этого "жужжащего" гласного звука (который выдохом ощущается на ладони), ребенок должен прижать язык к передним зубам и продолжать в этом положении произносить свой звук. Ребенок должен прижать мягкий, ленивый язык. В результате получится [л] (возможно также с "жужжащим" оттенком). 5. Предварительно беззвучно потренируйте с ребенком то, каким образом он будет прижимать к зубам язык.

Постановка [р] (необходимо Паше, Тасе).

1-й способ Под языком быстрыми колебательными движениями двигать ватной палочкой.

2 – способ Упражнение "Пылесос". Пылесос хорош также для развития подвижности кончика языка. Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД(пылесосим) и при этом включаем звук пылесоса. При правильном выполнении слышится звук Р.

3-й способ Постановка Р из межзубного положения.

• Предварительно отрабатывается положение "язык на верхней губе" и направленная воздушная струя. • Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на "В-В-В". В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем "играет" на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное "исполнение" пальцем на губе. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на "в-в-р-р-э-э…" Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка!

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru