Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Инструкция: Назови картинку и перечисли звуки, названия по порядку:
- послушай слово и назови слово по звукам;
- выложи цветными фишками слово;
- заполни схему, обозначая звуки цветом, соответствующим звуку;
- назови слова "по звукам", охарактеризуй каждый звук.
3. Развитие навыка определения места звука в слове.
Речевой материал: Ребенок определяет место заданного логопедом звука и анализирует звуковую структуру слова.
Инструкция: Найди место звука . в слове;
- назови картинку, место звука . в слове;
- отбери картинки, в названии которых звук .стоит на 2 (3,4) месте;
- назови место звука . в словах (в ряду слов);
- обозначь место звука на схеме;
- назови "соседа справа" звука . (вариант: "сосед слева", соседей);
- назови, после какого звука стоит звук . (вариант: перед каким звуком);
- назови, обозначь между какими соседями стоит звук;
- составь схему слова (из цветных фишек, карточек, раскрась карандашами);
- проанализируй схему слова (по плану: количество звуков, 1-ый звук, его характеристика, 2-й, 3-й, ., последний);
- сравни схемы слов, подбери к ним слова по картинкам;
- выбери из картинок те, названия которых соответствуют данной схеме ., объясни почему);
- разложи картинки в две группы, под схемы, им соответствующие.
IV. Развитие фонематического синтеза.
Речевой материал: Звуки даются сначала в ненарушенной последовательности, затем в "перепутанном порядке".
Процедура: Дети составляют и называют слова из предъявленных логопедом звуков, которые предлагаются с "помехами" (хлопками, временным перерывом, каким-либо словом, например: , потом ., затем .).
Инструкция: Назови слово, которое я загадала.
V. Развитие фонематических представлений
Речевой материал: в зависимости от этапа развития фонематического
восприятия. Процедура: Логопед задает условия, а ребенок, основываясь на имеющемся у него опыте, выполняет задание.
Инструкция: Придумай слово со звуком . :
- придумай слово с 3, 4, 5 звуками;
- отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их;
- подбери слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова).
VI. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа
1. Отобрать картинки с заданным звуком в названии, с определением количества звуков.
2. Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте (например: из 5 звуков, со звуком Р на 3 месте: шарик).
3. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА + (пар, парк, паром, паруса).
4. Преобразовать слова:
- добавляя звук: рот-крот; мех-смех; осы-косы; (может быть сравнение этих схем слов);
- убирая звук: плуг-луг; угол-гол;
- изменяя один звук слова (цепочка слов): сом-сок; сук-суп-сох-сор- .;
- переставляя звуки: пила-липа; папка-лапка; .
- составление новых слов из звуков (букв) одного слова: ствол-вол; -тол; -стол.
5. Начинать каждое слово со звука (буквы) последнего: дом-, мак-, каток-, кот-, . (игру можно усложнить, ограничив количество букв в словах).
6. Слово-загадка: по картинкам, из первых звуков названий которых составляется новое слово или название картинки.
7. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, сор-рос, кот-ток.
8. Слово-отгадка: в квадраты вписываются определенные звуки слов (3-й), получается слово-отгадка.
В современной науке и практике сложился комплексный медико-педагогический подход к формированию фонематических процессов у детей общим недоразвитием речи III уровня. Помощь дошкольникам с ОНР осуществляется в учреждениях просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.
Теоретическое и практическое изучение проблемы показало, что ОНР III уровня – одно из самых распространенных речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике и формирование фонематических процессов у детей с ОНР III уровня остаются недостаточно разработанными как в теоретическом, так и в практическом плане.
На основе литературного обзора можно сделать вывод о том, что основой коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня является своевременная диагностика и коррекционно-развивающая работа с учётом компенсаторных возможностей каждого ребёнка в отдельности.
При проведении констатирующего эксперимента, мы исследовали уровень речевого развития и формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровней, алалией, дизартрией. Мы изучали особенности их развития в пренатальном, перинатальном и постнатальном периодах жизни, состояние моторной сферы, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематических процессов. Обследование строили на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и возраста.