Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Необходимый материал: ритмичные муз-ные инструменты: 2 барабана,2 дудочки, 2 бубна, .
Логопед за ширмой бьет в барабан определенное кол-во раз. Ребенок должен взять свои барабанные палочки и ударить в ответ на то, что он слышит.
- Игра "Колокольчик"
Дети встают в круг, логопед передвигает за спиной колокольчик. Входящий должен показать за спиной, у какого ребенка зазвенел колокольчик.
- Игра "Тихо — громко"
Процедура: Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо).
Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо).
Мяукает кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п.
- Игра "Сделай также".
Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.
А – плачет, кричит девочка
А - показывают горло врачу
А - поет певица
А - качаем малыша
А - девочка укололась иголкой
О - удивилась мама
О - стонет бабушка
О - поет певица
О - потягивается папа
О - кричит охотник в лесу
У - гудит пароход
У - звучит дудочка
У - плачет мальчик
2. Развитие слухового внимания и памяти на базе речевого материала.
- Игра в лото.
У детей картинки. Логопед называет слова, дети должны услышать слово, обозначающее изображенный предмет на картинке и закрыть ее карточкой.
- Игра "Запомни и назови".
Логопед называет 3-4 слова. Дети слушают и запоминают слова, названные логопедом. Затем каждый ребенок называет по одному слову. Последовательность называния должна соблюдаться.
- Игра "Запомни и покажи".
На полотне выставлены картинки. Дети закрывают глаза. Логопед называет 3-4 картинки, после чего ведущий подходит к доске и выбирает названные картинки.
- Игра "Подбери слово".
а) Логопед читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные . (перина, подушка, рубашка).
Ой. Ребята, верь, не верь -
От меня сбежала . (кошка, дверь, стенка).
Сказала дверь: "Мой дорогой!
Не открывай меня ." (плечом, коленом, ногой).
От грязнули даже стол
Поздним вечером . (сбежал, ушел, ускакал).
Две лисички, две сестрички
Отыскали где-то . (спички, щетку, ножик).
Опустела мостовая.
При трудностях поиска нужного слова логопед зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант — тот, где слова самые похожие.
б) Логопед просит ребенка подобрать слово в рифму:
Портфель я выронил из рук.
Такой большой на ветке . (жук).
Шел по лесу шустрый мишка
На него свалилась . (шишка).
Здесь в лесу есть злые звери.
Запирайте на ночь . (двери).
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке . (мяч).
То назад, то вперед
Может плавать . (пароход).
Не дрожи Сережка,
Это ж наша . (кошка).
II. Развитие простых форм фонематического анализа.
1. Фонематический анализ ряда гласных.
А) определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков.
Речевой материал: сочетания из 2-5 гласных.
Процедура: Логопед диктует ряд гласных звуков, ребенок реагирует движением на заданный звук.
Инструкция: Послушай и подними руку, если услышишь звук .
Б) определение кол-ва и последовательности звукового ряда гласных.
Речевой материал: ряд из гласных звуков (2-3).
Процедура: Логопед произносит звуковой ряд, просит ребенка сказать, сколько гласных звуков в ряду и перечислить их по порядку.
Инструкция: Прослушай и скажи, сколько звуков я назвала, назови их .
2. Фонематический анализ открытого и закрытого слогов.
Речевой материал: сначала открытые слоги, затем закрытые
(примечание: щелевые звуки легче выделяются из открытых слогов,
взрывные - в закрытых слогах).
А) О На данном этапе проводится работа по усвоению детьми понятий "гласный", "согласный", "слог", "слово". Дети усваивают основные характеристики согласных звуков (твердый - мягкий, звонкий - глухой), слогообразующую роль гласного звука, цветовые обозначения звуков в схемах: красный - гласный звук, синий - твердый согласный звук, зеленый - мягкий согласный звук.