Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня » Содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Страница 7

Необходимый материал: ритмичные муз-ные инструменты: 2 барабана,2 дудочки, 2 бубна, .

Логопед за ширмой бьет в барабан определенное кол-во раз. Ребенок должен взять свои барабанные палочки и ударить в ответ на то, что он слышит.

- Игра "Колокольчик"

Дети встают в круг, логопед передвигает за спиной колокольчик. Входящий должен показать за спиной, у какого ребенка зазвенел колокольчик.

- Игра "Тихо — громко"

Процедура: Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо).

Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо).

Мяукает кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п.

- Игра "Сделай также".

Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А – плачет, кричит девочка

А - показывают горло врачу

А - поет певица

А - качаем малыша

А - девочка укололась иголкой

О - удивилась мама

О - стонет бабушка

О - поет певица

О - потягивается папа

О - кричит охотник в лесу

У - гудит пароход

У - звучит дудочка

У - плачет мальчик

2. Развитие слухового внимания и памяти на базе речевого материала.

- Игра в лото.

У детей картинки. Логопед называет слова, дети должны услышать слово, обозначающее изображенный предмет на картинке и закрыть ее карточкой.

- Игра "Запомни и назови".

Логопед называет 3-4 слова. Дети слушают и запоминают слова, названные логопедом. Затем каждый ребенок называет по одному слову. Последовательность называния должна соблюдаться.

- Игра "Запомни и покажи".

На полотне выставлены картинки. Дети закрывают глаза. Логопед называет 3-4 картинки, после чего ведущий подходит к доске и выбирает названные картинки.

- Игра "Подбери слово".

а) Логопед читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные . (перина, подушка, рубашка).

Ой. Ребята, верь, не верь -

От меня сбежала . (кошка, дверь, стенка).

Сказала дверь: "Мой дорогой!

Не открывай меня ." (плечом, коленом, ногой).

От грязнули даже стол

Поздним вечером . (сбежал, ушел, ускакал).

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то . (спички, щетку, ножик).

Опустела мостовая.

При трудностях поиска нужного слова логопед зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант — тот, где слова самые похожие.

б) Логопед просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук.

Такой большой на ветке . (жук).

Шел по лесу шустрый мишка

На него свалилась . (шишка).

Здесь в лесу есть злые звери.

Запирайте на ночь . (двери).

Тише, Танечка, не плачь.

Не утонет в речке . (мяч).

То назад, то вперед

Может плавать . (пароход).

Не дрожи Сережка,

Это ж наша . (кошка).

II. Развитие простых форм фонематического анализа.

1. Фонематический анализ ряда гласных.

А) определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков.

Речевой материал: сочетания из 2-5 гласных.

Процедура: Логопед диктует ряд гласных звуков, ребенок реагирует движением на заданный звук.

Инструкция: Послушай и подними руку, если услышишь звук .

Б) определение кол-ва и последовательности звукового ряда гласных.

Речевой материал: ряд из гласных звуков (2-3).

Процедура: Логопед произносит звуковой ряд, просит ребенка сказать, сколько гласных звуков в ряду и перечислить их по порядку.

Инструкция: Прослушай и скажи, сколько звуков я назвала, назови их .

2. Фонематический анализ открытого и закрытого слогов.

Речевой материал: сначала открытые слоги, затем закрытые

(примечание: щелевые звуки легче выделяются из открытых слогов,

взрывные - в закрытых слогах).

А) О На данном этапе проводится работа по усвоению детьми понятий "гласный", "согласный", "слог", "слово". Дети усваивают основные характеристики согласных звуков (твердый - мягкий, звонкий - глухой), слогообразующую роль гласного звука, цветовые обозначения звуков в схемах: красный - гласный звук, синий - твердый согласный звук, зеленый - мягкий согласный звук.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru