Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Присутствуя на уроках традиционного обучения, я убедилась в том, что в традиционной системе навыки проектной деятельности развиться не могут, поскольку структура обучения выглядит следующим образом: сегодня дается новый лекционный материал, а завтра – проверка полученных знаний. Анализируя занятия в системе проектного обучения, а затем, участвуя в их организации, становится понятно, что проектная деятельность организована таким образом, что работа над проектом продолжается несколько уроков, причем включение детей в ситуации группового взаимодействия способствует успешному развитию основных проектных навыков. Безусловно, речь идет о доступной мере овладения этими умениями и навыками: умение слушать; способности поддержания беседы, участвуя в коллективном обсуждении темы; способности к аргументированному ответу; навыки критики; понимание, оценка и отношение к высказываниям другого.
Все шаги по созданию проектов делаются последовательно, круг проблем постоянно расширяется и по мере их решения расширяются и формируются умения учеников в области искусства, дизайна, живописи, архитектуры. Судя по содержанию программы, можно было разделить усваиваемые знания по отдельным предметам. Но в этом и суть проектного метода – в его практическом применении и полноте смысла. Одно мотивируется через другое, обучение мотивируется интересом к конечному результату; образование полезно постольку, поскольку оно помогает решать те или иные жизненные (или просто интересные) задачи.
Если сравнить действия детей традиционного и проектного обучения при решении той или иной задачи, то становится видно отличие этих двух систем. Младшие школьники традиционного обучения, приняв задачу, данную учителем, сразу стараются ответить, иногда даже не обращая внимания на вопрос. Некоторые рвутся участвовать, даже не зная способа решения задачи. А когда правильный ответ не найден, сразу отвлекаются на посторонние вещи – интерес к содержанию урока пропадает. В проектном обучении такого обычно не возникает. Во-первых, все поставленные на уроке задачи, всегда обсуждаются с учителем и другими учениками. Причем, учитель не дает задания «на прямую». Он всегда подводит к тому, чтобы дети поставили себе задачу сами, выбрали тот путь действия, оптимальный для данной ситуации. Если же какой-то ребенок не может выбрать деятельность «по душе» в силу того, что тема урока не близка ему, учитель всегда спросит, чем бы он хотел заняться. План его действий разрабатывается в контексте данного урока, или этот ребенок может работать с кем-то в паре, поскольку для проектной деятельности очень важны те роли, которые берет на себя ребенок. Возможно, здесь он будет в роли «исполнителя».
Таким образом, переход от одного проекта к другому предполагает необходимость дополнительного изучения учебного материала, овладения элементами деятельности по предмету. Наряду с этими требованиями учебный план по проектированию и дизайну подчиняется тем образовательным программам, которые преподаются детям на данном этапе обучения. Каждое творческое задание – решение конкретных проблемных задач, конструирование и моделирование, изготовление объектов и результатов изучения.