Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Основная цель проектного обучения, согласно проведенному исследования, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей младшего школьника и его интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал учителей.
Опыт школы №113 экспериментального типа в течение 10 лет и полученные данные об использовании метода проектов показывают ряд его достоинств: более глубокое усвоение предметного содержания; высокая способность к концентрированию знаний из разных областей; развитие творческого мышления; большое количество идей, их глубина, оригинальность; эмоциональная вовлеченность детей в проекты; интерес и воодушевление учащихся в ходе учебного процесса.
Значимым аспектом данной модели обучения является ее соотнесенность с жизнью современного общества, практикой работы его социальных институтов. Обучение в системе проектной деятельности служит, с одной стороны, сферой, в которой проецируется культура сегодняшнего дня, а с другой стороны – является питательной средой для целенаправленного воспроизводства этой культуры.
Учебная программа, если последовательно применять метод проектов, должна строиться как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Особенно важно, чтобы основные виды школьных работ концентрировались на живом и жизненном материале, обращалось много внимания на общение детей в ходе проекта, на доступность материалов для реализации проекта.
В данной работе мы рассмотрели различные взгляды на проблему организации проектной деятельности в современной литературе, сумели прийти к выводу, что проектная деятельность в младшем школьном возрасте не только возможна, но и может успешно практиковаться с условием четко организованной структуры учебного процесса.
Актуальность работы очевидна: мы педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. В результате чего мы делаем очень важный шаг в понимании своей педагогической направленности.
Гипотетическое предположение, что проектная деятельность может осуществляться только в согласии с теми требованиями, которые диктует организация проектного обучения (тщательное теоретическое изучение особенностей проектного обучения, переход школы в режим экспериментального функционирования и включение детей в такие виды деятельности, которые требует данная инновационная школа) была успешно подтверждена.
Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как проектное обучение достаточно мощно направляет свою деятельность в сторону усвоения детьми необходимых для школьной (и повседневной) жизни таких навыков, как умения проектирования.
Приложение 1
«Основы проектирования и дизайна». Интегрированная программа.
Бумагопластика |
Конструирование и дизайн |
1 класс | |
1. Дети любят придумывать и вырезать. Бумажные человечки (поделка из бумаги). 2. Изображать можно и в объеме. Птица (техника оригами). 3. Изображать можно то, что невидимо. Музыка (коллаж). 4. Наши краски – в жизни. Радуга (аппликация). 5. Сказка о солнечном цветке (поделка из бумаги). 6. Мир полон украшений. Жуки (аппликация). 7. Мир полон украшений. Жар-птица (объемная аппликация). 8. Делаем праздник. Открытка (цветная бумага, фломастеры, клей). 9. Карнавальная маска (оригами, объемная аппликация). 10. Коллективное панно «Новогодняя елка» (аппликация). 11. Овощная улица (объемный коллаж). 12. Все предметы можно построить. Открытка-подставка (бумага, картон, фломастеры). 13. Стаканчик для карандашей (картон, цветная пленка). 14. Лесная полянка (природные материалы, цветная бумага, коробки, наклейки с насекомыми). 15. Фонарик для комарика (цветной картон, ножницы, клей). |
1. Гирлянды «Снежные шары» (бумага, клей, степлер). 2. Гирлянды «Новогодняя сеточка» (бумага, ножницы). 3. Гирлянда «Снежинка» (скотчевая технология: бумага, скотч). 4. Домики животных (коробки, цветной картон, бумага). 5. Город строится (урок-игра) 6. Строим снежный городок (работа с элементами бумажного конструктора). 7. Все, что мы видим, имеет конструкцию. Зоопарк (коробки, цветной картон, бумага). 8. Все, что мы видим, имеет конструкцию. Выставка собак. 9. Все предметы можно построить. Закладка. 10. Все предметы можно построить. Сумочка (скотчевая технология). 11. Паучки. Игра (бумага, нитки, скотч, гуашь). 12. Весеннее дерево. 13. Карандаши-насекомые (спичечные коробки, цветной картон, карандаш. |
2 класс | |
1. Овощи, фрукты, подсолнухи. Аппликация. 2. Осенний венок (объемная композиция). Использование приемов флородизайна. 3. Украшение и фантазия. Рождественский венок. Гофрированная бумага, фольга, картон. 4. Изучение технологии приклеивания «на ребро». Новогодние узоры. Картон. 5. Понятие «композиция». Урок-игра. Аппликация. 6. Творческое задание «Зрительный центр». Урок-импровизация. Коллаж. 7. Творческое задание «Равновесие в композиции». Урок-исследование. Аппликация. 8. Творческое задание «Контраст». Перо, тушь, карандаш, фломастеры. 9. Создание графических образов-символов. Урок-фантазия. |
1. Технологический прием «Конус». 2. Творческое задание «Удивительное дерево». 3. Технологический прием «Узелок». 4. Творческое задание «Удивительные водоросли». 5. Основы конструирования. Рыбы. 6. Постройка и реальность. Архитектурная бионика. Ватман, калька, скотч. 7. Постройка и фантазия. Дом для снежинок и льдинок. Технический прием «Треугольники». 8. Образ здания и его назначение. Урок-клаузура. Несущая конструкция. 9. Выражение намерений, целей через конструкцию и декор. Дворец доброй и злой колдуньи. Макет с использованием всех изученных технологий. 10. Проектирование детской игровой площадки. Макет. 11. Проектирование аттракционов. Колесо обозрения. Бумага, картон. |
3 класс (проекты) | |
«Искусство в твоем доме». 1. Твоя посуда. Стеклянная сказка. Создание авторской, «фантазийной» посуды. Выбор смешанной техники. Тушь и гуашь; восковые мелки и акварель. 2. Рамка для фотографий (проект личной вещи). Показать взаимосвязь формы и декора с содержанием; познакомить с понятием стиля. Сделать рамку в природном, морском и этностиле. Гофрированный картон, резак, цветная бумага, клей. 3. Комната моей мечты. Цвет в твоем доме. Показать эмоциональную роль цвета в создании среды помещения. Знакомство с понятием «интерьер». Графическая разработка цветовых предпочтений детской комнаты, выбор обзорного и декоративного решения интерьера. Формирование представлений о возможности изменения личного пространства. Знакомство с примерами конструктивного решения объема комнаты. Создание цепочки декоративных акцентов в интерьере детской комнаты. Наполнение работы мелкой предметностью. 4. Игры с графическими знаками. Знакомство с понятием «шрифт», работа с моделированием шрифта. 5. Твои книжки. Обложка. Роль обложки и ее отличие от иллюстрации. Дизайн конструкции книги. Разработка шрифта для обложки. 6. Открытка-сюрприз. Создание трехмерной открытки (показ вариантов перехода от плоскости к объему). «Искусство на улицах города». 1. Детская игровая площадка. Лабиринт. Знакомство с функциональным зонированием детской игровой площадки. Проект и создание лабиринта на основе бумажного конструктора. Осуществить сборку общего макета на основе модульных элементов. Дополнить макет элементами озеленения и другими визуальными эффектами. 2. Веселый аттракцион (коллективная самостоятельная работа). Показать последовательность технологических действий при создании объекта (идея – эскиз - выбор материалов – определение размеров – выбор модульных или произвольных элементов для сборки – соединение с различными способами – использование цвета, фактуры и других визуальных эффектов). Закрепление навыков конструирования. 3. Витрины магазинов. Показать связь оформления внутри с назначением магазина. Проект оформления витрины одного из магазинов (используется техника объемной аппликации и коллажа). 4. Современная реклама. Показать стилистическое единство витрины и вывески магазина. Создание графического слова-образа (вывеска названия магазина), применение разноуровневых поверхностей. 5. Морозные узоры. Создание общей композиции на основе отдельных тематических сюжетов. Использование принципа полуобъемного конструирования из узких полос бумаги. 6. Новогодние украшения. Умение стилизовать персонажи, изображать их в движении. «Художник и зрелище». 1. Театр кукол. Знакомство с историей кукольного театра, куклами народов мира и их видами. Приготовление массы для папье-маше. Выбор персонажей и изготовление заготовок для пальчиковых кукол из папье-маше. 2. Пальчиковые куклы. Декоративная роспись кукол, доработка образа с помощью различных аксессуаров. 3. Тростевые куклы. Знакомство с принципом изготовления тростевой куклы в театре теней. 4. Кукла-марионетка. Знакомство с принципом изготовления куклы-марионетки. Выбор персонажей и изготовление. Озвучивание кукол. 5. Декорации. Роль декораций в спектакле. Простейшие принципы создания кукольных театров и их декораций. 6. Смешная девчонка (поделка к празднику 8 марта). Выполнение работы в технике коллажа. 7. Открытка сюрприз. Изготовление трехмерной открытки с элементами движения. 8. Афиша. Разработка рекламной продукции спектакля (программа, билет – по выбору). 9. Художник и цирк. Выполнение абстрактной композиции по настроению, понятие динамики композиции. 10. Строим цирк. Умение выбирать конструкцию сооружения исходя из функционального назначения здания. Использование цветовых акцентов в решении образа цирка. Закрепление навыков конструирования, последовательности технологических действий. «Музеи искусств». 1. Музеи искусства (интерьер музея). Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изображение по памяти и по представлению интерьера музея с фигурами людей. 2. Музеи архитектуры. Знакомство с выдающимися архитектурными памятниками мира. Понятие «стиля» в архитектуре. Сравнивание. 3. Выставка шедевров. Создание объемно-пространственной композиции выставочного или экспозиционного зала. Связь стилевого и цветового решения с содержанием экспозиции. |