Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Приложение 2
Обучение умению слушать.
Осуществляется с помощью нескольких приемов. Экспериментатор спрашивает по очереди каждого ученика о том, какая у него любимая вещь в комнате. Дети обычно охотно рассказывают о себе, перебивая друг друга. После подробного опроса экспериментатор спрашивает: «А кто запомнил, какая самая важная вещь в комнате у Саши?» Ответ вспомнившего поощряется. При этом подчеркивается, что внимательно будет выслушан тот, кто умеет слушать.
Умение поддерживать общую беседу, участвовать в коллективном обсуждении темы.
Задается тема (например, лучшая, удобная, функциональная комната). Здесь же предлагаются правила: внимательно выслушать каждого, не перебивая, обсуждать все возникшие идеи по очереди, четко и ясно выражать свою точку зрения, договаривать до конца, говорить не слишком быстро. Обсуждение продолжается до тех пор, пока вся группа не придет к общему мнению. В процессе обсуждения дети раскрывают себя с неожиданной стороны, удивляя свежестью и оригинальностью высказываний. Нужно побуждать к активности самых робких и застенчивых детей, идеи которых зачастую охотно принимаются всеми.
Навыки критики.
Нужно критиковать поступки, а не личность товарищей, делать это корректно и закреплять эти навыки с помощью специальных упражнений. Нужно показать, что скрытой формой критики является пожелание. И устроить коллективную беседу о том, что можно пожелать друг другу. Высказать пожелания в адрес каждого.
Методика определения навыков работы в паре. Умение договариваться.
1 этап. Дети объединяются в пары. Учитель дает задание – нарисовать пару рукавиц. У каждого ребенка имеется свой набор карандашей. В итоге рисунки должны быть идентичны.
2 этап. Аналогичен по организации первому. Только теперь детям дается один набор карандашей, предупреждая, что карандашами надо делиться.
Признаки оценивания уровня: средства достижения общего решения; средства взаимного контроля; отношение к результату деятельности; выражение взаимопомощи; использование средств совместной деятельности.
Методика Л.Резника и Р.Глейзера.
На занятиях проектной деятельности можно использовать следующий прием: сделать начальным этапом работы над проектом вербализацию, проговаривание самой ее постановки, т.е. того, каких целей надо достичь при решении проблемы, осуществлении плана действий, а также соответствия этого плана намеченным целям. В результате чего учащиеся не получают обратной связи — педагог не комментирует составленные ими планы. Судя по психолого-педагогическим исследованиям в этой области, почти все (около 90%) ученики из экспериментальной группы нашли верные решения, тогда как в контрольной группе, где процедура вербализации не проводилась, верное решение смогли найти менее половины (около 40%) учеников.
Обучение аргументированности.
Волшебный магазин – ситуация, когда дети могут купить любую волшебную вещь взамен на подробное объяснение, зачем эта вещь ему нужна. Поощряются ответы, в которых волшебной вещью ребенок хотел воспользоваться в интересах других.