Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Эпиграф:
Мне стал понятен смысл отцовских вех.
Отцы мои! Я следовал за вами,
С раскрытым сердцем, с лучшими словами….Николай Майоров
Ход урока
1. Индуктор. Начало, мотивирующее творческую деятельность.
Инсценировка песни Б.Окуджавы “До свидания, мальчики!”
Прощальные слова Его и Ее перед расставанием.
Он: Я ухожу, чтоб возвратиться…
Смотри, уже пылает небо.
Я ухожу, чтоб возвратиться,
Над нашим счастьем поднят меч.
Она: Я верю, встреча повторится.
С тобою буду, где б ты не был…Я верю, встреча повторится,
Как тысячи счастливых встреч!
Учитель: Это будет завтра. А сегодня… (Звучат наизусть стихи Н.Отрады, отрывок из поэмы А.Твардовского “По праву памяти”).
***
А школьный мир! Когда и что могло бы
Соединить пространные пути,
Где даже мир – не мир, а просто глобус,
Его рукой нельзя не обхватить.
Он яблоком созревшим на оконце
Казался мне на выпуклых боках
– Где Родина – там красный цвет от солнца,
А остальное – зелено пока.
***
Ты помнишь, ночью предосенней,
– Тому уже десятки лет,
– Курили мы с тобой на сене,
Презрев опасливый запрет.
И глаз до света не сомкнули,
Хоть запах сена был не тот,
Что в ночи душные июля
Заснуть подолгу не дает…
То вслух читая чьи – то строки,
То вдруг теряя связь речей,
Мы собирались в путь далекий
Из первой юности своей.
Мы не испытывали грусти,
Друзья – мыслитель и поэт,
Кидая наше захолустье
В обмен на целый белый свет.
Мы жили замыслом заветным,
Дорваться вдруг до всех наук –
Со всем запасом их несметным –
И уж не выпустить из рук.
Готовы были мы к походу.
Что проще может быть:
Не лгать. Не трусить,
Верным быть народу.
Любить родную землю – мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду.
А если – То жизнь отдать.
Такими были наши дали…
Учитель:
Такими были дали предвоенных подростков. В этом мы убедились, прочитав повесть Б.Васильева “Завтра была война”. Мы продолжим разговор об этом произведении и на сегодняшнем уроке, попытаемся понять, откуда взялись эти мальчишки и девчонки, изображенные на страницах повести? Откуда они, эти максималисты, ушедшие на фронт со школьной скамьи? Как выросли они такими? Что помогло им вынести войну на своих плечах, стать Героями Советского Союза, как Георгий Ландыс, Жорка, Владимир Храмов, Вовик, самый тихий в школе, но сложивший голову на Кубани, Артем Шеффер, взорвавший себя, когда не было иного выхода, Искра Полякова, Искорка, которую гестаповцы повесили вместе с мамой как подпольщицу?
В чем истоки их мужества, героизма?
- Истоки мужества. Как вы понимаете это выражение?
(Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности. Источник – начало, первоисточник.)
- Обратимся к словарю (прочитать). Подберите однокоренные слова, слова, близкие по значению, ассоциативные слова.
– Наша задача сегодня – поговорить об эпохе, изображенной в произведении, нарисовать портрет времени, обратить внимание на то, какие испытания выпали на долю мальчишек и девчонок перед войной, показать, какие характеры формировались в то время, что влияло на становление личности, т.е. выявить истоки мужества.)
3. Работа в творческих группах.
Историки.
В ассоциативных словах передайте атмосферу времени, изображенного на страницах повести. Какие нравственные и психологические испытания перенесли ребята накануне войны? Какие противоречия времени изображены в повести?