Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Внеклассная работа по любой из литературных тем всегда важна и необходима. Если же речь заходит о темах Великой Отечественной войны – ее важность возрастает во много раз. Отчасти этому способствует ограниченное количество часов, предусмотренных в программе на изучение военной прозы и поэзии. Отчасти – важность и актуальность самой темы, ее непосредственная соотнесенность с нашим временем.
Внеклассная работа по теме ВОВ в 8-9 классах может проводиться по нескольким направлениям.
Прежде всего, это работа над теми произведениями, которые в программе вынесены в графу дополнительного чтения. Конечно, их список может корректироваться учителем по своему усмотрению. Эту работу можно в основном проводить на факультативных занятиях. При этом ее формы и приемы не будут намного отличаться от тех, которые уже были перечислены выше.
При этом полезно не только расширять знания ребят об уже знакомых по урокам авторах, но и проводить параллели с белорусской прозой. Например, вот какой урок был проведен в могилевской школе №35 учителем Федоровой Г.Л.
Тема войны в творчестве А. Адамовича. Повесть "Каратели" (внеклассное чтение)
До урока учащиеся получили раздаточный материал - словарь урока и цитаты из произведений Алеся Адамовича. С них и начался урок.
Какой устойчивый символ прозы Адамовича прослеживается в этих цитатах?
После выразительного чтения цитат ребята пришли к выводу, что устойчивым символом прозы Адамовича является черта.
Специально подготовленный ученик более подробно рассказал о многозначности этого символа у Адамовича, подтверждая каждое значение символа примерами из текстов.
“Произведения белорусского прозаика редко воспроизводят жизнь в её спокойном течении. Тишина здесь всегда обманчива. Время драматического напряжения… До роковой черты и после неё. На эту черту рано или поздно выходят все персонажи писателя. Кто по велению долга, кто - под нажимом обстоятельств.
На этой черте совершается очная ставка личности со своей же совестью…” [20, с. 125]
На стенде были представлены книги писателя, все они посвящены военной тематике, даже там, где прозаик обращается к мирной действительности, там всё равно звучит эхо огненных лет. А война в произведениях писателя особая, партизанская.
Прослушав выступление своего товарища, десятиклассники вспомнили, почему партизанская война является особой, узнали, что о войне Адамович знал не понаслышке, поэтому многие эпизоды у него строго документированы, взяты с натуры.
Следующая часть урока была посвящена целостному анализу повести “Каратели”.
Эта повесть вышла в свет в 1979 году. “Тема карателей вызревала в творчестве писателя не одно десятилетие. В одной из публицистических статей Адамович писал: “Ответить, объяснить совсем не просто, а не поняв, не объяснив, не поймёшь, откуда же и как “вдруг” в центре Европы “появился” народ без милосердия, по приказу политических маньяков убивавший всех, кто не он сам, и даже других приспособивший к этой своей работе…” [21, с 37]
После прослушивания музыкальной композиции “Хатынь” в исполнении ВИА “Верасы” внимание ребят было акцентировано на эпиграф урока.
Хатынь - напоминание о философии фашизма.
Хатынь - напоминание о гитлеровских планах ликвидации не только славянских, но и европейских народов.
Хатынь - напоминание о бедствиях, грозящих миру в атомной бойне.