Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
20% детей без существенной помощи не смогли разложить картинки, в названиях которых были исследуемые звуки, в два ряда. С заданиями на опознание и различение фонем не справилось 30% обследуемых детей. Все они не дифференцировали сонорные звуки [л][р]. Эти же дети не справились с выделением исследуемых звуков в словах (30% детей), а также с заданиями на различение правильного и неправильного звучания слов, фраз. Правильно определили место звука в слове (начале, середине, конце) 30% обследуемых детей. Остальные 30% отказались от выполнения задания, 40% справились с существенной помощью (при делении слова на части).
Таким образом, у детей выявлен низкий уровень развития фонематического восприятия. Для детей характерны нарушения восприятия не только нарушенных в произношении звуков, но и правильно произносимых. Дифференциация оппозиционных по звонкости-глухости, для детей сложнее, чем различение согласных по твердости – мягкости, по месту и способу образования.
На формирование фонематического восприятия у детей вторично влияют недостатки звукопроизношения, а также низкий уровень развития речевого внимания.
Таблица 6.
Результат обследования фонематических процессов у детей.
Опознан-е фонем |
Различ-е фонем |
Повторение слогового ряда |
Выд-е исследуемого звука в слоге |
Выд-е исследуемого звука в слове |
Придумывание слов со звуком |
Определ-е наличия звука в картинке |
Называние картинок и опред-е отличия |
Опред-е места зв. в нач.,сер.,конце слова |
Раскладывание картинок в 2 ряда |
Итог | |
Анна |
N |
N |
замена [г]на[д] [к]на[т] |
N |
N |
N |
N |
N |
только в начале и конце |
N |
1 |
Анастасия |
N |
N |
[с][ц] [щ][с’] смеш-е |
N |
N |
N |
N |
N |
N |
N |
2 |
Егор |
[р][р’] не диф-ет |
[р][р’] не диф-ет |
[ц][с] [ш][щ] [с’][щ]смеш-е [р] [р’] не диф-ет, [л] отс-ет |
N |
[р][р’] не диф-ет |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
Лиана |
N |
N |
[л][л’] [р][р’] смешение |
N |
N |
N |
N |
N |
только в начале и в конце |
N |
1 |
Елизавета |
[л][р] не диф-ет |
[л][р] не диф-ет |
[ц][с] [ш][щ] [с’][щ]смеш-е [р] [л] не диф-ет, [л] замена |
N |
[р][р’] не диф-ет |
- |
N |
- |
- |
с помощью |
1 |
Павел |
N |
N |
[л][р] отс-ет |
N |
N |
N |
N |
N |
N |
N |
2 |
Ольга |
N |
N |
[л][л’] [р][р’] смеш-е |
N |
N |
N |
N |
N |
только в начале и в конце |
N |
1 |
Александр |
N |
N |
[с][ц] [щ][с’] смеш-е [р] искаж-е |
N |
N |
N |
N |
N |
N |
N |
2 |
Таисия |
[л][р] не диф-ет |
[л][р] не диф-ет |
[ц][с] [ш][щ] [с’][щ] смеш-е [р] [л] отс-ет |
N |
[р][р’] не диф-ет |
- |
N |
N |
- |
с помощью |
1 |
Андрей |
N |
N |
[л][л’] [р][р’] смеш-е [р] отс. |
N |
N |
N |
N |
N |
только в начале |
N |
1 |