Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
В ходе исследования звукопроизношения у детей выявилось 20% детей с мономорфным нарушением, 80% с полиморфным нарушением звукопроизношения (рис.1).
Рисунок 1. Графическое изображение результатов обследования звукопроизношения у детей
Просодическая организация речи (дыхание, голос, темп и мелодико-интонационная сторона речи) в различной мере выраженности нарушена у всех детей. Они имеют ослабленный и укороченный речевой выдох. У Л.Егора нарушена координация вдоха и выдоха: он часто начинает речь на фазе вдоха. Малая выразительность речи характерна для 60% обследуемых детей. Настя и Лиана имеют несколько ускоренный темп речи, Лиза – замедленный у Анны и Егора темп речи нормальный. Данные представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Графическое изображение результатов обследования темпа речи детей
При обследовании слоговой структуры было выявлено:
Нарушение количества слогов у 60% детей: сокращение слога (моток)–молоток; опускание слогообразующей гласной (пинино) – пианино; увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечение согласных: (команата) – комната.
Нарушение последовательности слогов в слове 10% детей: перестановка слогов (деворе) – дерево; перестановка звуков соседних слогов (гебемот) – бегемот.
Искажение структуры отдельного слога у 70% детей: сокращение стечений согласных: (туль) – стул; вставки согласных в слог: лимон – (лимонт).
Уподобление слогов у 20% детей: абрикосы – (кококосы).
Персеверации (устойчивое повторение какой-либо фразы) у 10% детей: (били… били… билитекарь)
Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) у 80% детей: (нананасы)-ананасы.
Контаминации (смешение элементов слов) у 30% детей: (в холодильнице) –в холодильнике и хлебнице.
Результаты проведённого анализа позволили выявить у детей с общим недоразвитием речи III уровня недостаточную сформированность процессов восприятия, анализа и воспроизведения ритмико-интонационной и звуко-слоговой структуры, которая проявлялась в трудностях определения количества слогов в слове, выделения ударного слога, а также в использовании ошибочного способа деления слов на слоги. Была установлена корреляция между недостаточностью звуко-слоговой структуры слова и неполной сформированностью лексико-семантических и лексико-грамматических обобщений, выделены типы ошибок звуко-слоговой структуры слова, которые были регулярными, носили стойкий и постоянный характер.
Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонетических) и моторных (артикуляционных) возможностей ребенка. Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствуют о первичном недоразвитии слухового восприятия. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобления слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы и носят более стойкий характер.
Данные обследования фонематического слуха представлены в табл. 6.
При обследовании фонематического слуха наибольшие трудности вызвали задания на повторение слогового ряда (100% детей). У шести обследуемых детей при повторении слогового ряда страдали сонорные звуки [л],[р],[л’],[р’]. У пяти детей – свистящие и шипящие звуки [ц],[с],[ш],[щ]. У оного ребёнка проблемы вызвали парные звонкие и глухие звуки [г],[д],[к],[т].