Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня » Анализ результатов исследования фонематических процессв у детей с ОНР III уровня

Анализ результатов исследования фонематических процессв у детей с ОНР III уровня

Страница 5

Например, Лиза М. не могла одновременно поднять верхнюю и нижнюю губу при исследовании двигательной функции губ, при исследовании двигательной функции языка она не могла выполнить упражнения "лопата" и "иголочка", серийное воспроизведение движений языка всегда происходило с ошибками. Производились характерные замены передних и верхних положений языка на задние и нижние; из последовательного ряда движений выпускались самые сложные (подъём языка к верхним резцам, "чашечка").

При обследовании звукопроизношения обращалось внимание на то, как ребёнок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Использовались специальные предметные картинки, в названиях которых исследуемый звук стоял в начале, середине и конце слова.

3 балла – нормативное произношение;

2 балла – звуки одной фонетической группы не доступны произношению, либо наличие неавтоматизированных звуков;

1 балл – искажается либо заменяется звук во всех речевых ситуациях.

Исследование состояния фонетической стороны речи выявило у всех дошкольников данной группы различные дефекты звукопроизношения. Нарушения касались чаще всего звуков из фонетических групп свистящих, шипящих и соноров. Результаты обследования состояния фонетической стороны речи в баллах представлены в табл. 5.

Преобладающими являлись антропофонические дефекты по типу свистящего, шипящего, межзубного, губнозубного сигматизма. Характерным для 60% детей являлось смягчение согласных звуков из-за подъёма спинки языка, произнесение шипящих звуков из нижнего положения. Например, Анна воспроизводила заднеязычные звуки [к] и [т] передней частью спинки языка. Сочетание антропофонических дефектов с фонологическими наблюдалось у 60% обследуемых детей. Фонологические дефекты проявлялись в виде недефференцированного произнесения свистящих и шипящих звуков, замены по способу и месту образования ([с] на [ц], [щ] на [с’], [ц] на [с’]). У всех детей "смазанность" звукопроизношения возрастала в речевом потоке.

Таблица 5.

Результат обследования произношения звуков у детей

Свистящие

Шипящие

Звонкие-глухие

[р], [р’]

[л], [л’]

баллы

Анна

N

N

Замена [г] на [д], [к] на [т]

[р]- искажение

N

2

Анастасия

[с]-[ц] – смешение, искажение, замена

[щ]-[с’] смешение

N

N

N

2

Егор

[ц]-[с], [ц]-[с’], [с’]-[щ] смешение, замена

[ш]-[щ], [щ]-[с’] смешение, замена

N

[р], [р’] не дифференцирует

[л] отсутствует

1

Лиана

N

N

N

[р]-[р’] - смешение

[л] отсутствует

2

Елизавета

[с]-[ц] – смешение

[ш]-[щ] – смешение

N

[л’], [р’] – смешение, [р] - искажение

[л]

Замена на [у]

1

Павел

N

N

N

[р] отсутствует

[л] отсутствует

2

Ольга

N

N

N

[л]-[л’], [р]-[р’] - смешение

[л] отсутствует

2

Александр

[с]-[ц] – смешение, искажение, замена

[щ]-[с’] смешение

N

[р]- искажение

N

2

Таисия

[ц]-[с], [ц]-[с’], [с’]-[щ] смешение, замена

[ш]-[щ], [щ]-[с’] смешение, замена

N

[р] отсутствует

[л] отсутствует

1

Андрей

N

N

N

[л’], [р’] – смешение, [р] - искажение

[л] отсутствует

2

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru