Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Например, Лиза М. не могла одновременно поднять верхнюю и нижнюю губу при исследовании двигательной функции губ, при исследовании двигательной функции языка она не могла выполнить упражнения "лопата" и "иголочка", серийное воспроизведение движений языка всегда происходило с ошибками. Производились характерные замены передних и верхних положений языка на задние и нижние; из последовательного ряда движений выпускались самые сложные (подъём языка к верхним резцам, "чашечка").
При обследовании звукопроизношения обращалось внимание на то, как ребёнок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Использовались специальные предметные картинки, в названиях которых исследуемый звук стоял в начале, середине и конце слова.
3 балла – нормативное произношение;
2 балла – звуки одной фонетической группы не доступны произношению, либо наличие неавтоматизированных звуков;
1 балл – искажается либо заменяется звук во всех речевых ситуациях.
Исследование состояния фонетической стороны речи выявило у всех дошкольников данной группы различные дефекты звукопроизношения. Нарушения касались чаще всего звуков из фонетических групп свистящих, шипящих и соноров. Результаты обследования состояния фонетической стороны речи в баллах представлены в табл. 5.
Преобладающими являлись антропофонические дефекты по типу свистящего, шипящего, межзубного, губнозубного сигматизма. Характерным для 60% детей являлось смягчение согласных звуков из-за подъёма спинки языка, произнесение шипящих звуков из нижнего положения. Например, Анна воспроизводила заднеязычные звуки [к] и [т] передней частью спинки языка. Сочетание антропофонических дефектов с фонологическими наблюдалось у 60% обследуемых детей. Фонологические дефекты проявлялись в виде недефференцированного произнесения свистящих и шипящих звуков, замены по способу и месту образования ([с] на [ц], [щ] на [с’], [ц] на [с’]). У всех детей "смазанность" звукопроизношения возрастала в речевом потоке.
Таблица 5.
Результат обследования произношения звуков у детей
Свистящие |
Шипящие |
Звонкие-глухие |
[р], [р’] |
[л], [л’] |
баллы | |
Анна |
N |
N |
Замена [г] на [д], [к] на [т] |
[р]- искажение |
N |
2 |
Анастасия |
[с]-[ц] – смешение, искажение, замена |
[щ]-[с’] смешение |
N |
N |
N |
2 |
Егор |
[ц]-[с], [ц]-[с’], [с’]-[щ] смешение, замена |
[ш]-[щ], [щ]-[с’] смешение, замена |
N |
[р], [р’] не дифференцирует |
[л] отсутствует |
1 |
Лиана |
N |
N |
N |
[р]-[р’] - смешение |
[л] отсутствует |
2 |
Елизавета |
[с]-[ц] – смешение |
[ш]-[щ] – смешение |
N |
[л’], [р’] – смешение, [р] - искажение |
[л] Замена на [у] |
1 |
Павел |
N |
N |
N |
[р] отсутствует |
[л] отсутствует |
2 |
Ольга |
N |
N |
N |
[л]-[л’], [р]-[р’] - смешение |
[л] отсутствует |
2 |
Александр |
[с]-[ц] – смешение, искажение, замена |
[щ]-[с’] смешение |
N |
[р]- искажение |
N |
2 |
Таисия |
[ц]-[с], [ц]-[с’], [с’]-[щ] смешение, замена |
[ш]-[щ], [щ]-[с’] смешение, замена |
N |
[р] отсутствует |
[л] отсутствует |
1 |
Андрей |
N |
N |
N |
[л’], [р’] – смешение, [р] - искажение |
[л] отсутствует |
2 |