Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Перейдем на язык сравнений – на сравнения по модулю 5. Равенство 6k = 5n + 1 записывается тогда в виде 6k º 1, или k º 1, т.е. k = 5p + 1.
Задачи второй группы
1. Для каких значений a верны утверждения
а) x2 – a < 0 Þ x < 2; б) x < 2 Þ x2 – a < 0?
Ответ: а) a £ 4; б) Ни при каких a.
Решение. а) При a > 0 x2 – a < 0 Û (x – )(x +
) < 0 Û –
< x <
, и требуется выяснить, при каких значениях a –
< x <
Þ x < 2, что верно при
£ 2, т.е. при a £ 4.
При a £ 0 неравенство x2 – a < 0 не имеет решений, т.е. посылка следствия ложна при всех значениях x, а значит, следствие истинно.
б) Множество решений неравенства x2 – a < 0 представляет собой либо ограниченный интервал (–,
) – при a ³ 0, либо пустое множество – при a < 0. Но луч (–¥, 2) – множество решений неравенства x < 2 – не может содержаться ни в таком интервале, ни тем более в пустом множестве. Таким образом, данное утверждение ложно при любом a.
При каких a всякое решение неравенства x2 – 3x – 4 < 0 является решением неравенства x2 < a?
Ответ: a ³ 16.
Решение. В терминах следствия задачу можно переформулировать в виде "При каких значениях a истинно следствие x2 – 3x – 4 < 0 Þ x2 < a?" Уравнение x2 – 3x – 4 = 0 имеет корни –1 и 4, и поэтому неравенство x2 – 3x – 4 < 0 выполняется при –1 < x < 4, и следствие принимает вид –1 < x < 4 < 0 Þ x2 < a.
По графику функции y = x2 видно, что часть этого графика, соответствующая интервалу (–1, 4), лежит ниже прямой y = a при a ³ 16.
2. При каких значениях a
а) все корни уравнения x2 – ax – a = 0 по модулю меньше 1;
б) оба корня уравнения x2 – ax – a = 0 по модулю меньше 1?
Ответ: а) –4 < a < . б) 0 < a <
.
Решение.
а) В терминах следствия задачу формулируется в виде "При каких значениях a истинно следствие x2 – ax – a = 0 Þ |x| < 1"?
Если уравнение x2 – ax – a = 0 не имеет корней, то это следствие, как мы знаем, истинно. Так как дискриминант уравнения D = a2 + 4a < 0 при –4 < a < 0, то эти значения являются решениями задачи.
При D = 0, т.е. при a = –4 и при a = 0, данное уравнение имеет единственный корень – соответственно x = –2 и x = 0, и поэтому a = 0 является, а a = –4 не является решением задачи – 0 по модулю меньше 1, а –2 по модулю больше 1.
При D > 0, т.е. при a < –4 и при a > 0, уравнение имеет два корня, и число a будет решением задачи, если оба его корня x1 и x2 по модулю меньше 1, т.е. принадлежат интервалу (–1, 1).
По графикам "произвольных" квадратных трехчленов с положительным старшим коэффициентом и с корнями p и q видно, что оба корня лежат на этом интервале тогда и только тогда, когда значения трехчлена в точках –1 и 1 положительны, а абсцисса вершины параболы находится между корнями.
Для нашего трехчлена y = x2 – ax – a это означает, что выполняются неравенства 1 – a – a > 0 и 1 + a – a > 0, т.е. a < , и –1 <
< 1, откуда –2 < a < 2. Поэтому в случае D > 0 решениями задачи являются значения 0 < a <
.
Таким образом, решениями задачи являются значения –4 < a < 0 – при D < 0, a = 0 – при D = 0 и 0 < a < – при D > 0, т.е. –4 < a <
.