Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
и) Высказывание истинно: пример x = 3, y = 4, z = 5.
1. Найти пересечение:
а){k|kÎZ
}Ç{|kÎZ
}; б) {|kÎZ
}Ç{|kÎZ
}.
Ответ: а), б) Z
.
Решение
Эта задача, каким бы трудным или непривычным ни показалось ее решение, на самом деле является типичной частью решения тригонометрических уравнений – отбором корней, исключение общих решений из нескольких серий.
Во всех задачах A – первое, B – второе множество в пересечении, C – само искомое пересечение.
а) Множество A есть просто Z
. Но целое число k может быть представлено и в виде , т.е. принадлежит множеству B – можно положить k = 2n. Таким образом, A Ì B, и следовательно, AÇB = A = Z
.
б) Утверждение xÎA означает, что элемент x есть дробь со знаменателем 3, а xÎВ значит, что x – дробь со знаменателем 2. Другими словами, x = , где kÎZ
, но при представлении x как дроби со знаменателем 2 числитель будет, естественно, другим, т.е. x = , и следовательно,
=
, т.е. 2k = 3n.
Поэтому 2k делится на 3, так что k делится на 3, k = 3p, где p – целое число, и поэтому x = = pÎZ
. Следовательно, AÇB Ì Z
.
С другой стороны, если xÎZ
, то он может быть представлен и в виде x = , где 3x – целое число, и следовательно, xÎA. Аналогично, x =
, т.е. xÎB. Значит, xÎAÇB, а поскольку x – произвольный элемент Z
, то Z
Ì AÇB. Таким образом, AÇB Ì Z
и Z
Ì AÇB, т.е. AÇB = Z
.
2.Найти пересечение:
а) {|kÎZ
}Ç{|kÎZ
}; б) {|kÎZ
}Ç{|kÎZ
}.
Ответ: а) {6k + 3|kÎZ
} – множество целых чисел, дающих при делении на 6 остаток 3; б) {4p + 1|kÎZ
} – множество целых чисел, дающих при делении на 4 остаток 1.
Решение
а) Если xÎA, то x =, где kÎZ
, а если xÎB, то x = , где nÎZ
. Тогда утверждение xÎAÇB означает, что существуют такие целые числа k и n, что =
, 10k + 5 = 9n.
Это равенство означает, что 10k + 5 делится на 9, т.е. k + 5 делится на 9, и следовательно, число k при делении на 9 дает остаток 4, k = 9p + 4, x = = 6p + 3.
Таким образом, всякий элемент xÎAÇB имеет вид 6p + 3, где p – целое число, т.е. C = AÇB Ì {6k + 3|kÎZ
}.
Докажем обратное включение. Пусть xÎ{6k + 3|kÎZ
} = D, т.е. имеет вид 6k + 3, где kÎZ
. Тогда x = , т.е. xÎA. С другой стороны, x =6k + 3 =
, т.е. xÎB.
б) Утверждение xÎAÇB означает, что существуют целые числа k и n, что x = =
, 12k + 3 = 10n + 5, 6k = 5n + 1, т.е. число 6k при делении на 5 дает остаток 1.