Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
- Из и.п. лёжа на животе – различные отведения и разгибания рук, держа гимнастическую палку (сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно).
- Из различных и.п. – выполнение широкоамплитудных круговых движений в плечевых суставах, отведение и разгибание рук (при этом можно применять предметы: мяч, кольца, гимнастические палки и др.)
- Из и.п. – стоя у гимнастической лестницы, держась руками за поручень, - различные наклоны и прогибания: вперёд, назад, в стороны.
- Из и.п. стоя на коленях в упоре на предплечьях – прогибания в пояснице («кошки мурлычут»).
- Из и.п. лёжа на животе – принятие позы «лука» (из индийской йоги): захватить руками ноги в области щиколотки и, подняв голову вверх (назад) и притягивая ноги руками, - прогнуться.
- Из различных и.п. – наклоны к прямым ногам: у гимнастической лестницы, сидя на гимнастической скамейке, ковре (сначала поочерёдно к каждой ноге, а затем одновременно к обеим ногам, постепенно сводя их вместе).
- Из и.п. лёжа на животе – поочерёдные и одновременные активные сгибания ног в коленных суставах («захлёстывание»).
- Из и.п. стоя, выпад правой, левой ногой вперёд или в сторону – пружинистые приседания со сменой положения ног.
- Из и.п. лёжа на спине – забрасывание разведённых ног за голову.
- Из и.п. стоя у гимнастической лестницы, держась руками за поручень – различные поперечные и продольные махи ногами (сначала полусогнутыми, а затем прямыми).
- Из и.п. широкая стойка, ноги врозь, носки развёрнуты наружу – полуприседы сначала поочерёдно на каждой ноге, а затем на обеих одновременно.
- Из и.п. лёжа на спине – разведение ног в стороны (сначала согнутых в коленях, а затем выпрямленных).
- Из и.п. упор присев на правой ноге, левую в сторону – поочерёдный перенос тела с одной ноги на другую.
Оптимальной нагрузкой в упражнениях на растягивание является число повторений упражнения, при котором достигается максимальная амплитуда, плюс 8-10 упражнений. Перед применением упражнений на развитие общей и посуставной подвижности обязательна общая разминка, подготавливающая суставно-связочный аппарат к специальному режиму упражнений за счёт усиления кровотока, повышение температуры мышц и их эластичности.
Приложение №9 Упражнения для формирования мышечно-суставной чувства, схемы тела и совместных координаций
Принятие различных и.п., поз, а также выполнение строевых действий перед зеркалом.
Выполнение различных упражнений с фиксацией рук в основных направлениях: вперёд, в стороны, вниз, на пояс – со зрительным контролем (перед зеркалом).
Выполнение сначала простых, затем более усложненных упражнений (подразумевается координационная сложность) с открытыми и закрытыми глазами.
Выполнение упражнений без зрительного контроля по словесной инструкции.
Выполнение упражнений с проговариванием их вслух.
Дифференцирование по форме, весу, объёму различных предметов физкультурного инвентаря: мячей, обручей, гантелей, гимнастических палок и др.
Метание мячей различного веса и величины по определённому заданию воспитателя по принципу: дальше - ближе, выше - ниже (использовать в качестве мишеней обручи, корзины и щиты.)
Всевозможные упражнения с пролезанием, подлезанием, перелезанием.
Игра в «волшебный мешочек» - нахождение предмета на ощупь, без зрительного контроля по заданию воспитателя.
Приложение №10 Упражнения для расслабления мышц
Принятие положения лёжа: на груди, на спине, руки вдоль тела или в стороны.
Покачивания в разные стороны, лёжа животом на большом надувом мяче.
То же, применяя большой надувной валик.
- Из и.п. основная стойка – поднимание обеих рук через стороны вверх с последующим быстрым (падающим) опусканием их вниз, покачивание руками в положении небольшого наклона вперёд («завял цветочек»).
«Бабочки летят» - потряхивание кистями с разведёнными пальцами.
Поочерёдные и одновременные круговые движения руками вперёд и назад.
- Из и.п. стоя у лестницы, держась руками за поручень – продольные и поперечные махи ногой с постепенным увеличением амплитуды.
Упражнения с чередованием максимального напряжения и расслабления мышц рук, ног, туловища.
Использование упражнений на дыхание, способствующей общей релаксации ребёнка.
Выполнение упражнений под музыку с определённым ритмом.
Приложение №11 Глазодвигательные упражнения
«Следи за предметом!» - воспитатель манипулирует предметом (мячом, флажком и т.п.), а дети должны плавно поворачивать голову, сопровождая его взглядом.