Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Одним из методов проведения гимнастики – использование игровых приёмов. С этой целью отдельные упражнения должны иметь конкретное название: «Веер», «Канат», «Цепочка», «Лодочка» и др. создание игровых образов при выполнении упражнений для пальцев рук вызывает интерес к занятиям, повышает эмоциональное состояние детей, а это стимулирует интенсивность, темп выполнения движений пальцами, а занимательность их не утомляет.
На втором этапе обучения гимнастике, когда упражнения в целом выполняются правильно и не наблюдается ошибок в зрительном контроле, гимнастику можно проводить по 3-4 человека. На этом этапе используется словесная инструкция, показ в отдельных случаях. При этом методические действия взрослого должны быть направлены на контроль за правильностью выполнения движений и точностью фиксации их взором.
После того как дети в индивидуальных и подгрупповых занятиях усвоили упражнения, они включаются по 1-2 задания в утреннюю гимнастику, физкультминутки между занятиями. На этом этапе координированные отношения переводятся в сложные локомоторные акты.
Некоторые коррекционные задачи на занятии по физическому воспитанию схожи с теми, которые решаются на специальных коррекционных занятиях, например на занятиях по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве и др. такое положение ни в коем случае не следует рассматривать как дублирование обучения. Его надо рассматривать как реализацию общей коррекционной задачи, другими средствами для достижения наилучшего эффекта в развитии ребёнка. Особенностью физического воспитания является динамическая составляющая проведения занятий, положительный эмоциональный фон, наличие спортивного оборудования и большого пространства. Включение в таких условиях в содержание занятий нескольких заданий по мелкой моторике, пространственной ориентировке с использованием схемы обоснованно.
Таким образом, решение коррекционных задач любого занятия обеспечиваются его коррекционной направленностью, которая выражается в применении в нём специального приёма, способа, технического средства, оформления, действующего в рамках общеобразовательного процесса и нацеленного на исправление вторичных отклонений, развитие зрительно – двигательной, пространственной ориентировки, профилактику здорового образа жизни, эффективное усвоение учебного материала.
Наблюдения и результаты апробации по методике формирования правильной ходьбы и манеры движений у детей с нарушением зрения на занятиях физкультуры, а также опыт работы ведущих специалистов позволяют сделать следующие рекомендации:
1. Средства, методы и условия обучения детей правильной ходьбе должны применяться с обязательным учётом степени и характера нарушения зрения, с широкой опорой на слуховой анализатор, остаточное зрение и мышечно-двигательные ощущения.
2. Упражнения, дидактические задания и игры по обучению, развитию и совершенствованию умений и навыков правильной ходьбы и манере движений должны вписываться в запланированный учебный материал занятия.
3. Поскольку слепые дети не могут зрительно воспринимать свои ошибки и ошибки других выполнении движений, целесообразно на занятиях физкультуры шире использовать осязательно воспринимаемые средства наглядности (рельефные рисунки, куклы, макеты и т.д.) и речь, а также предварительно обучать детей наиболее трудным элементам игр.
4. Работа по развитию и совершенствованию правильных осанки, походки и манеры движений, должна проводиться и вне занятий. В план проведения физ. мероприятий и спортивных соревнований следует включать разнообразные игры, упражнения и задания с определением победителей в демонстрации хорошей осанки, походки и ходьбы. Можно широко использовать смотры-конкурсы под девизами: «С песней в строю!», «Чья группа лучше?», «Мисс грация!» и т.д.
Количество упражнений и заданий, выполняемых как на занятиях по физ. культуре так и вне занятий, их дозировка должны быть обусловлены степенью нарушения зрения и имеющимися у детей сопутствующими заболеваниями сложностью выполняемых заданий, уровнем развития у детей манеры движений.
Приложение №1 Ход занятия
Приложение №2 Упражнения для коррекции состояния отделов стопы и её функций