Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
- Из различных и.п., но при неподвижной голове – плавно прослеживать взглядом предмет, который сначала медленно, а затем быстрее передвигает воспитатель.
«Пчела летит!» - один ребёнок кружит по залу между группой детей, находящихся в различных положениях (лёжа, сидя, на коленях и т.п.). Дети должны следить глазами за «пчелой», сохраняя голову в неподвижном состоянии. Кто повернул голову того сразу «укусила пчела».
Приложение №12 Упражнения с мячами
1. броски мячей в горизонтальную и вертикальную цели;
2. бросание мяча об пол и ловля его с отскока;
3. броски мяча в стенку, щит и ловля его с отскока;
4. собирание положенных на полу теннисных мячей в корзину.
Приложение №13 Упражнения на мелкую моторику с элементами предметных действий: сборка-разборка пирамидки, нанизывание бус на шнурок, конструирование и т.д.
Действия на манипуляционном стенде с использованием задвижек, крючков, выключателей и т.п.
Упражнения с однонаправленными движениями одноимённой рукой и ногой.
Однонаправленные движения разноимённой рукой и ногой.
Различные упражнения с одновременными противоположными движениями рук: как при ходьбе, беге, плавании и т.д.
Выполнение различных прыжков: в длину, в «глубину», вверх на месте, а также с поворотами и продвижениями.
Упражнения с сочетанием однонаправленных движений ног и разнонаправленных движений рук.
Упражнения с сочетанием поочередных движений ног (ходьба) и одновременных движений рук (в стороны, вперёд, вверх и т.д.)
Упражнения с однонаправленными движениями рук и туловища.
Упражнения с разнонаправленными движениями рук и туловища.
Упражнения с встречными движениями рук и ног.
В основе координационных движений для дошкольников с нарушением зрения лежит выработка чувств «схемы тела», зрительно-моторных отношений, точности дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движения. Поэтому собственно упражнения для формирования совместных координаций являются как бы завершенным этапом, объединяющим в себе все направления коррекционной работы.
Приложение №14 Упражнения для формирования зрительно-опорных реакций
Ползание на четвереньках с опорой на кисти рук и стопы, высоко «переступая» руками.
- Из и.п. лёжа на большом надувном мяче или набивном валике – покачивание вперёд-назад и в стороны, отталкиваясь от пола разведенными в стороны руками и ногами.
- Из и.п. лёжа спиной к стене или гимнастической лестнице – сначала отжимание, а затем отталкивание от лестницы с возвращением в и.п.
Различные упражнения с элементами упоров руками: при ползании различными способами, катание на тележке и санках, отталкиваясь руками, на брусьях и у поручня лестницы.
Отталкивание одной и 2мя руками подвешенного на верёвке мяча или груши.
- Из и.п. упор лёжа на полу – выжимание сначала плечевого пояса, а затем и всего туловища.
Подскоки на 2х ногах на месте, а затем с продвижением по меткам: линиям, точкам и т.п.
Перепрыгивание через лежащие препятствия: гимнастические палки, мячи, из обруча в обруч и т.п.
Спрыгивание со ступеньки высотой 15-20-25см с сохранением устойчивого положения.
Преодоление на четвереньках различных покатых вертикальных препятствий высотой 60-85см.
Передвижения и подскоки на батуте.
В основе упражнений по формированию зрительно-моторных реакций лежит способность дифференцировать пространственную удалённость предметов, соотносить себя с их положением и вырабатывать адекватные двигательные реакции при сближении с этим предметом.
Приложение №15 Упражнения для мелкой моторики пальцев, становления функции захвата и манипулятивной деятельности рук
Мелкие движения пальцами рук:
1. разгибание пальцев («реснички моргают»);
2. разведение пальцев («иголки у ежа»);
3. противопоставление большого пальца остальным («считалочка»);
4. клавишные движения пальцами («игра на пианино»);
5. выполнение волнообразных движений пальцами («веер»);
движения кистями рук («одновременные и поочерёдные»):
1. круговые движения кистями;
2. потряхивание кистями;
3. сгибание-разгибание кистей.
Сначала пассивное, а затем активное захватывание пальцами рук цилиндрических и округлых предметов: эстафетной и гимнастической палочки, обруча, теннисного мяча, мешочка с песком и др.
Выполнение основных движений (ходьбы, бега, прыжков, ползания и т.д.), с удержанием в руках выше указанных предметов.
Школа теннисного мяча:
1. перекладывание мяча из руки в руку в различных исходных положениях: снизу под ногой, за спиной, над головой и т.д.