Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Весной 2009 года в школьные каникулы пятый раз организуется оборонно-спортивный оздоровительный лагерь «Бумеранг» ориентированный на подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Количество участников лагеря – 15 человек. Подростки в своем большинстве состоят на учете в КДН с девиантным поведением и склонностью к потреблению психоактивных веществ (ПАВ). Их возраст составляет 13-14 лет. Поэтому, разрабатывая программу лагеря «Бумеранг - 5», мы ставили основную цель перед собой – это отвлечение подростков от улицы, их оздоровление, организация свободного времени. Большое внимание в лагере мы уделяли реализации задач по нравственно-патриотическому воспитанию, профориентации, физической подготовке, знакомству с вооруженными силами (см. Приложение 1)
На открытие лагеря нашей целью было познакомить подростков друг с другом, узнать их особенности характера и провести тимбилдинг (мероприятия, направленные на эффективное командообразование). Для того, чтобы тимбилдинг не вызвал недовольство со стороны подростков мы решили использовать метод под названием «Дерево». Суть его состоит в том, что подростки сами выбирают состав команд. Ведущий только контролирует очерёдность выбора. Итак, из группы, по количеству команд, выбирается несколько ребят. Каждый из них выбирает по одному человеку в свою команду. Те, кого выбрали, в свою очередь, выбирают следующих. Так, по цепочке, продолжается до тех пор, пока не выберут всех участников. Тем самым мы получили 2 команды, выделили лидеров каждой из них. Дальнейшей задачей мероприятия на знакомство мы определили выработку командного духа, умения работать с товарищами и сплочение команды в целом. В процессе работы мы создавали обратные связи с подростками с помощью диалога для установления доверительных отношений, которые послужат в дальнейшем осуществлению педагогической поддержки. В ходе диалога мы выяснили, что учащиеся преимущественно из неполных или неблагополучных семей, в которых родители ведут аморальный образ жизни, либо испытывают безразличие к ребенку. Тем самым семья не выполняет одну из самых важных функций – воспитательную. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что подростки являются «педагогически запущенными» (подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия необходимы знаний, умений, навыков) или «социально запущенными» (испорчен неправильным воспитанием). С помощью приема скрытой педагогической поддержки – обсуждения жизненных ситуаций мы выяснили у подростков их понятия о дружбе, долге, совести. У подростков долг как моральная категория отсутствует, 90% из них считают, что «никому ничего не должны», естественно здесь сказываются издержки семейного воспитания. Поэтому следующим мероприятием проводилась встреча-беседа с представителем Ассоциации ветеранов Афганской войны с последующим просмотром военного фильма. На этой беседе ребятам рассказали о долге перед Отечеством, о героических подвигах русских солдат. Видеоматериал был посвящен тяготам и лишениям солдат, взаимовыручке товарищей. После встречи-беседы мы провели рефлексию с подростками, где обсуждали вновь тему о долге перед товарищем, перед Отечеством. Многие из учащихся поменяли свой взгляд на вопрос о долге, их заинтересовала служба в армии. Таким образом, с помощью приема скрытой педагогической поддержки и беседы мы добились положительного отношения со стороны подростков к моральным нормам общества, а также начали реализовывать задачи гражданского и патриотического воспитания. В качестве закрепления данного направления работы были проведены сборы на базе воинской части 2667. Военнослужащие познакомили подростков с армейской жизнью, рассказали об уставе и законах военной службы, о взаимоотношениях с сослуживцами, показали тяжелую технику и обучили пользованию огнестрельным оружием. Подростков это заинтересовало. Комплекс мероприятий гражданской и патриотической направленности помогает самоопределению подростка как гражданина-патриота России, приобщает его к основным ценностям, нормам, традициям, сложившихся в важнейших сферах жизни общества, их осмысление, оценка и формирование активной социально значимой позиции.
Так как подростки в виду употребления психоактивных веществ (ПАВ) излишне импульсивны, отмечается выраженное нарушение активного внимания, заинтересовать его одним видом деятельности на длительное время невозможно, поэтому в разработке положения о лагере «Бумеранг - 5» мы чередовали беседы, интеллектуальные мероприятия с подвижными играми и соревнованиями по боулингу, стендовой стрельбе, теннису, плаванию, туристической эстафетой, уроком по самбо (см. Приложение 1). Одной из задач физического воспитания является воспитание воли и характера учащихся.