Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Радикальные трансформации в обществе и образовании, расширение и углубление личностно ориентированных и развивающих парадигм психологии влияют на развитие педагогических теорий и создают фундамент для совершенно новой социально-педагогической практики, вырастающей на иной культуре воспитания (Н. Б. Крылова), которая базируется на внутренней свободе, творчестве и гуманизме взаимоотношении взрослого и ребенка.
Актуальность изучения сущности социально-педагогической поддержки определяется рядом противоречий, сложившихся на современном этапе развития педагогической науки. Среди противоречий мы определяем следующие:
- между социально-педагогическими требованиями к личности и существующими ныне целенаправленно-организуемыми формами обучения и воспитания;
- между необходимостью развития полноценной творческой личности и отсутствием комплексной социально-педагогической поддержки.
Педагогическая поддержка как новая образовательная технология выступает культуросообразным, гуманным методом воспитания и самовоспитания личности в детских организациях.
Одной из основных целевых функций педагогической поддержки в детских организациях является помощь ребенку (подростку) в становлении его как личности, признание его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных возможностей, создание условий для их максимальной реализации. Анализ научной литературы по педагогической поддержке детей и молодежи позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности организации педагогической поддержки в аспекте их социального развития.
Таким образом, актуальность исследования вызвана:
- необходимостью рассмотрения процесса социализации в учреждениях дополнительного образования не как внешнего соответствия социальным требованиям, а как процесса поддержки и развития социально и индивидуально значимых качеств личности, обеспечивающих субъекту развития и саморазвития успешное функционирование в обществе;
- возросшим в настоящее время уровнем девиации среди детей и молодежи;
- необходимостью теоретического и практического изучения возможностей применения технологии педагогической поддержки в области социализации детей и молодежи - «потребность практики в моделях реализации идеи педагогической поддержки в конкретных педагогических системах, раскрывающих содержание педагогической поддержки и ее технологии».
Это обусловило выбор темы исследования: «Педагогическая поддержка трудных подростков в учреждениях дополнительного образования».
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать на практике систему педагогической поддержки трудных подростков в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования - процесс педагогической поддержки трудных подростков в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования – комплекс условий педагогической поддержки трудных подростков в учреждениях дополнительного образования.
Задачи исследования:
Определить на основе теоретического анализа степень разработанности вопроса о педагогической поддержке в философской, психолого-педагогической литературе и теоретически обосновать сущность педагогической поддержки в детской организации;
Изучить категорию трудных подростков, выявить их психологические особенности и причины возникновения
Выявить условия организации и принципы педагогической поддержки трудных подростков в учреждениях дополнительного образования;
Разработать технологию педагогической поддержки трудных подростков в учреждениях дополнительного образования;
Организовать практическую работу и проверить эффективность разработанной технологии педагогической поддержки трудных подростков в учреждениях дополнительного образования.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на положениях о педагогической поддержке: Т.В. Анохина, СВ. Бойкова, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Г.А. Давыдов, Е.И. Казакова, Н.Б. Крылова, В.П. Бедерханова, В.Г. Маралов, Б.Г.Ананьев, Г.И. Рогалева, С.М. Юсфин.
База исследования: ДТЮиЮ Ленинского района.