Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Базу нашего исследования составляет Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества Ленинского района (далее ДТД Ленинского района).
В Доме творчества Ленинского района дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала детей и подростков, способствующих самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребёнком или подростком видов деятельности. Здесь дополнительное образование выступает как средство формирования мотивации личности к познанию, творчеству и самосовершенствованию. Педагоги в ДТД Ленинского района целью педагогической поддержки ставят максимальное содействие ребенку и подростку в осознании и реализации потребности в творческой самореализации. Помощь растущему человеку в работе с самим собой, то есть в самоопределении и самореализации, составляет специфическую задачу именно педагогической поддержки творчества. Здесь педагоги дополнительного образования решают ряд психолого-педагогических конкретные педагогических задач:
Помощь ребенку (подростку) в осознании ценности, цели и перспективы творческой самореализации
Стимулирование аналитического, конструктивно-практического отношения к миру
Развитие рефлексии
Создание условий для включения ребенка (подростка) в разнообразную творческую деятельность
Помощь в освоении способов и механизмов творческой самореализации и самовыражения
Оказание помощи в устранении препятствий при негативном влиянии саморазвития (в зонах неустойчивости и кризисах развития)
Попытка перевести личностные проблемы в предмет и содержание художественного осмысления.
Педагоги ДТД Ленинского района считают, что процесс оказания педагогической поддержки начинается с обнаружения эмоционального переживания ребенка, что особо важно при работе с трудными подростками. Предметом деятельности педагога по поддержке в дополнительном учреждении выступает процесс совместного с ребенком (подростком) преодоления препятствий, мешающих растущему человеку самостоятельно достигать результатов.
Педагоги ДТД Ленинского района выделяют в своей деятельности личностные качества, основанные на общечеловеческих гуманистических принципах: не навреди, принимай ребенка (подростка) таким, каков он есть, доверяй, уважай, считай партнером. Это можно проследить в их повседневной работе: в разработке мероприятий, в умении вести групповую и индивидуальную работу, в осуществлении воспитательного процесса в соответствии возрастным особенностям детей и подростков.
Главные принципы в деятельности педагогов ДТЮ Ленинского района мы выделяем:
самоактуализации;
индивидуализации;
субъектности;
выбора;
творчества и успеха;
доверия и поддержки.
Приёмы и методы построения процесса познания и преобразования, которые мы выявили в процессе практики:
диалогичность;
деятельностно - творческий характер;
направленность на поддержку индивидуального развития подростка;
предоставление подростку необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения;
создание для подростка ситуации индивидуального и коллективного выбора;
создание ситуации успеха.
В ДТД Ленинского района работа с трудными подростками ведется лишь с недавнего времени с лета 2007 года и проводиться в каникулярное время.
Педагоги ДТД Ленинского района отмечают, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому очень важно выбрать правильную форму работы с трудными подростками, тем самым обеспечить эффективность их воздействия. Одной из таких форм является художественная форма. Она включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия. К данной форме можно отнести – массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.
Педагоги ДТД Ленинского района рассматривают несколько основных направлений культурно-досуговой деятельности, необходимые для воспитания и самовоспитания трудных подростков. Одним из основных направлений деятельности выделяют гражданское воспитание, которое формирует научное мировоззрение, развивает гражданскую активность подростка. Педагоги используют такие формы, как лекции, беседы, диспуты. Примерная тематика лекций: «Отечество на рубеже веков», «Историческое прошлое нашей Родины»; тематика дискуссий: «Какой он – герой нашего времени», просмотр военно-исторических фильмов и т.д. Приветствует привлечение наглядных и технических средств, которые смогут придать эмоциональную окраску, выразительность и вызовут наибольший интерес у подростков.