Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Можно выделить технологические основы педагогической поддержки трудных подростков:
Технология дистанции
Технологически мера организации поддержки проявляется в оптимальном сочетании видов дистанции, которые выбирает педагог в зависимости от состояния подростка. Обозначим ее как технологию дистанции.
«Далекая» - опосредованная (личностно через родителей, административное лицо - путем включения в систему взаимоотношений с детьми другого субъекта) или предметно опосредованная (через игру, музыкальное произведение, книгу, картину, фотографию, фильм, слайд, рисунок и т.д.), когда педагог обращает внимание на проблему подростка, оказывает поддержку, но большая доля ответственности возлагается на саму личность.
«Близкая» (чаще непосредственная) - предполагает право заглянуть в интимный мир личности, большую включенность педагога в проблему подростка в ситуации, когда он самостоятельно справиться с чем-то не может.
Технология взаимоподдержки
Взаимоподдержка основана на взаимной ответственности и учете своего состояния и состояния другого
Диалогичное общение - наиболее трудная для реализации технология, поскольку современный педагог привык к монологическому изложению учебного материала и от учащихся требует того же. В.А. Сухомлинский рассматривал диалог как средство «духовного общения, обмена духовными ценностями», пробуждения взаимного интереса педагога и учащегося.
Использование игровых технологий предполагает внедрение вариативных игр.
Игры-тренинги приходят на помощь в моменты однообразия на уроке и позволяют активизировать подростков к выработке механизмов самоорганизации.
Игры в случайность предполагают внедрение на уроке учителем элементов случайного выбора, что создает ситуацию успеха, уверенности, развивают логику, абстрактное мышление, фантазию у подростков.
Игра - педагогическая ситуация предполагает создание игрового пространства, которое преобразовывает предметное восприятие мира подростка в социально-ценностное.
Игра-театрализация позволяет погрузить подростка со всеми его эмоциями в то временное пространство или событие, о котором идет речь на занятии, и этим способствует целенаправленному развитию чувственной и эмоциональной сферы подростков. Деятельность подростка ориентирована на образец. В процессе общения педагог своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает поддержку трудному подростку каждому в отдельности. Основа поведения педагога - доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие. Данный вид деятельности интересен не только как форма внеклассной работы, но и для обучающего процесса. Режиссерами, авторами сценариев, продюсерами выступают сами подростки, что предполагает запуск механизмов самоопределения, саморазвития, самореализации [6; с. 62–66].
Одним из элементов технологий педагогической поддержки является пластическое интонирование - одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания.
В педагогической науке отрабатываются приемы общегрупповой педагогической поддержки. Они могут быть представлены как:
- приемы повышения познавательной активности (привлекательная цель, «удивляй», фантастическая добавка, лови ошибку, практичность теории, пресс-конференция, вопрос к тексту и др.);
- приемы коллективной учебной деятельности (бригадно-индивидуальный метод, игровые технологии, учебный мозговой штурм и др.).
Современные исследователи Ю.С. Курганов и В.Т. Фоменко особую роль отводят диалогу как средству построения субъект-субъектных отношений в дидактическом процессе. При этом технологии индивидуально-личностной поддержки в ходе дидактического процесса предполагают:
- диагностику индивидуального развития, проблем и трудностей подростков;
- знание и понимание особенностей культуры каждого подростка: языка, семейного воспитания, традиций культуры подростка;
- самостоятельную работу над текстом, заданием с учетом умственных способностей, интересов, талантов;
- работу с компьютером.
В педагогической практике рассматриваются специфические приемы педагогической поддержки:
создание в процессе работы разнообразных обратных связей между педагогом и подростком (взаимный опрос - диалог, собеседование, групповые формы общения и т.п.);
распределение подростков на две группы, в одну из которых входят подростки, имеющие ярко выраженный "экзистенциальный склад ума", то есть позитивные установки на самопознание, самосовершенствование, а в другую - те, кто не склонен, в силу различных причин, философствовать и рассуждать о смысле жизни.