Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Программа занятий
Занятие 1
1. Знакомство и приветствие
Игра «Снежный ком»
Первый ребенок называет свое имя, передавая мяч другому, а тот в свою очередь называет имя первого и свое, затем мяч получает третий участник и т.д. Игра проводится по кругу со всеми участниками.
2. «Ищи безостановочно»
В течение 10—15 секунд надо увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета. Первый участник по сигналу ведущего начинает перечислять, другие его дополняют.
3. «Маленькие обезьянки»
Каждый из играющих принимает какую-либо позу. Водящий, поглядев на них секунд 40—50 (по сигналу), начинает копировать позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно. Водящий меняется, и игра продолжается, пока все не побывают в роли водящего.
4. «Шалтай-Болтай»
Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
С. Маршак
Ведущий читает четверостишие. Дети поворачивают туловище вправо и влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. Услышав слова «свалился во сне», резко наклоняют корпус вниз.
5. Итоги занятий (настроение в цвете)
Занятие 2
1. Приветствие. Игра «Снежный ком»
См. занятие 1.
2. «Слушай и исполняй»
Ведущий называет несколько действий, не показывая их. Разрешается повторить задание 1—2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в той последовательности, в которой они были названы ведущим.
• Повернуть голову направо, прямо, опустить голову вниз, поднять голову.
• Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
3. «Заметить все»
Положить в ряд 7—10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребятам перечислить все. Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8—10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.
Поменять местами два каких-либо предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить детям уловить, какие два предмета переложены.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
4. «Ищи безостановочно»
В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета. Один по сигналу ведущего начинает перечислять, другие его дополняют.
5. Этюд «Факиры»
Дети изображают факиров. Они садятся на пол (на коврик), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, глаза закрыты. Звучит спокойная музыка, факиры отдыхают.
Занятие 3
1. Игра «Снежный ком»
См. занятие 1.
2. «Пуговицы»
На листке из тетради в клеточку по линиям клеток чертится квадрат в девять клеток и в любых клетках ставятся две пуговицы. Рассмотрев рисунок в течение примерно 3 секунд, ребенок должен воспроизвести его по памяти на такой же бумаге.
3. Рассматривание зашумованной картинки
Задание: внимательно рассмотреть данный рисунок и ответить на вопросы ведущего (педагога).
4. Рассматривание зашумованной картинки
Задание: найти и перечислить все изображенные предметы. Как можно назвать одним словом каждую группу предметов?
См. приложение 7, рис. 1.
5. Этюд «Факиры»
См. занятие 2.
Занятие 4
1. Игра «Имя + прилагательное»
Дети стоят по кругу, первый играющий называет свое имя и еще прилагательное, которое начинается с такой же буквы (например: Марина, милая).
2. Игра на пространственную ориентацию на плоскости
См. приложение 7, рис. 2.
По клеточкам игрового поля следует перемещать карточку с изображением персонажа. Перемещение персонажа с одной клетки на другую происходит по команде «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Исходное положение персонажа указывается перед началом игры.
3. Игра с сюжетной картинкой
Задание: внимательно посмотреть на рисунки и найти как можно быстрее все отличия одной картинки от другой. Можно задать детям вопросы по содержанию картинки.