Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
К низкому уровню активности и самостоятельности отнесли детей, которые не смогли довести задание до конца, отказались от выполнения задания.
В результате исследования были выделены три уровня целенаправленности (См. Таблица 2 Приложения 5)
К группе детей со стойкой целенаправленностью были отнесены дети, обладающие высоким уровнем активности и самостоятельности, не имеющие отвлечений во время выполнения задания. Такие дети составили 27% (4 чел.) группы. Не смотря на то, что Марина М. выполняла задание достаточно долгое, по сравнению с другими детьми время (25 мин), мы отнесли ее к группе детей со стойкой целенаправленностью. Девочка работала самостоятельно, без отвлечений, настойчиво, выполнила задание до конца.
К группе детей с малоактивной целенаправленностью мы отнесли детей со средним уровнем активности и самостоятельности (47%, 7 чел). Дошкольники этой группы довели задание до конца, но только при помощи указаний взрослых. Количество отвлечений составляет в среднем 2-3 раза. Дети нуждались в постоянном руководстве и поощрении со стороны экспериментатора.
К группе дошкольников с нестойкой целенаправленностью (27%, 4 чел.) отнесены дети с низким уровнем самостоятельности и активности и большим количеством отвлечений. Этими детьми задание не было выполнено до конца, три ребенка бросили собирать пазл после неудачных попыток («У меня не получается», «Я устал», «Больше не хочу») и один ребенок даже не стал делать попыток, отказался от выполнения задания сразу («Я не умею и не хочу»).
В целом, результаты констатирующего эксперимента представлены в Таблице 1, 3 Приложения 6. Эксперимент показал, что произвольное внимание у детей этой группы развито недостаточно. Нами выделено только 27% детей (4 чел.) с высоким уровнем развития произвольного внимания, почти половина детей группы отнесены к среднему уровню развития произвольного внимания (47%, 7 чел.), Доля детей с низким уровнем составила 27% (4 чел.)
Особо хочется отметить низкий уровень сформированности таких характеристик как целенаправленность, концентрация и переключаемость внимания. Исходя из результатов исследования, нами была выделена группа из 11 человек, с которыми мы провели формирующий эксперимент, направленный на повышение уровня развития произвольного внимания.
Формирующий эксперимент проводился в марте-апреле 2007 года с детьми, показавшими в ходе констатирующего эксперимента средний и низкий уровень развития произвольного внимания.
Цель эксперимента: повысить уровень развития основных характеристик произвольного внимания.
Для коррекции проблем развития произвольного внимания была внедрена коррекционно-развивающая программа, состоящая из 20 занятий.
Занятия проводились 2 раза в неделю; продолжительность каждого занятия — 30—40 минут.
Цели программы: коррекция проблем развития произвольного внимания.
Задачи программы:
1. Повысить уровень развития таких характеристик произвольного внимания как устойчивость, концентрация, переключаемость, объем, произвольность и целенаправленность.
2. Повысить уровень развития регулируемого восприятия.
3. Развивать умение мыслить вслух, способности активного владения речью.
Содержание занятий
Занятия включали:
— игры с правилами: подвижные, словесные и дидактические;
— игровые упражнения, творческие и подражательно-исполнительного характера;
— свободное и тематическое рисование;
— релаксацию.
Игры и игровые упражнения на развитие внимания
Способности |
Развивающие игры |
Устойчивость иконцентрация |
«Сравни картинки», игра на пространственную ориентацию на плоскости, работа с сюжетной картинкой, «Круги», «Селектор» |
Переключаемость |
«Животные», «Веселое троеборье», «Утренняя гимнастика», «Параллельный счет предметов», «Не пропусти растения», «Не пропусти профессию», «Рыбы, птицы, звери» |
Наблюдательностьи объем |
«Шерлок Холмс», «Пантомима для наблюдательных», работа с сюжетной картиной, «Кто больше увидит и запомнит», игры с лабиринтами, задачи в стихах, работа на запоминание с сюжетными картинками, игра в лабиринты |
Распределение |
«Обратный счет», «Окна», работа с картинками с изображением заслоненных предметов, работа с картинками-загадками и зашумованными картинками |
Произвольность и целенаправленность |
«Зеваки», «Треугольники», «Запретное слово», «Делай как я», «Внимательные руки», «Запретное движение» |