Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Средний уровень произвольного внимания показали также 47% (7 чел.) детей. Эти дети, а именно Артем В., Аня П., Костя А., Ксюша М., Оксана О., Алина Ж., Жанна Л., также показали рост свойств произвольного внимания, однако здесь необходима дальнейшая целенаправленная работа по их развитию. Этих детей следует чаще привлекать к участию в различных играх с правилами, позволяющих тренировать различные свойства произвольного внимания.
Низкий уровень развития произвольного внимания отмечен у одного ребенка – Егора Г. Мальчик не может сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его, он затрудняется сосредоточивать внимание по требованию. Мы уже отмечали, что мальчик отличается повышенной гиперактивностью. Для развития свойств произвольного внимания у этого дошкольника следует провести индивидуальную коррекционную работу с психологом.
Таким образом, проведенная нами программа коррекционно-развивающих занятий оказалась эффективной. Произошло заметное улучшение по всем основным показателям, отсюда следует, коррекционно-развивающая работа с использованием игр с правилами, реализованная нами с детьми подготовительной группы, является эффективным средством развития произвольного внимания.
Итак, мы доказали, что использование игр с правилами в процессе формирования произвольного внимания, будет способствовать улучшению таких характеристик как объем, концентрация, переключаемость внимания, целенаправленность. Следовательно, игра может являться средством развития элементов произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
В нашей выпускной квалификационной работе рассмотрена тема «Развитие произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности».
На основании изученной психолого-педагогической и методической литературы и проведенного экспериментального исследования мы можем сделать следующие выводы:
В психологии на сегодняшний день сохраняется понятие внимания как определенной стороны или характеристики всякой деятельности субъекта или, что является только другим выражением того же самого, отрицается внимание как самостоятельная форма психической деятельности.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, концентрацией и переключаемостью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы.
Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети в возрасте 6-7 лет впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства, т.е. возникает так называемое произвольное внимание.
Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача - продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.