Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Приемы обучения диалогической и монологической речи на занятии по французскому языку в школе » Современные приемы обучения диалогической и монологической речи на занятии в школе

Современные приемы обучения диалогической и монологической речи на занятии в школе

Страница 4

Диалогическая речь- это " одна из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику" (Ахманова О.С.) происходит речевое взаимодействие двух и более собеседников в условиях их непосредственного общения.

Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ряд ее особенностей. Особенности диалогической речи:

1.эллиптичность (наличие единой ситуации общения, контактность собеседников, широкое использование невербальных элементов позволяют говорящим сокращать языковые средства).

2.ситуативность (содержание диалогической речи часто может быть понято с учетом той ситуации, в которой она создается)

3. спонтанность (содержание и структура зависят от реплик собеседников, достаточная высокая степень автоматизированности языковых средств, использованных в речи. Обусловливает использование в речи различного рода клише и разговорных формул).

4.эмоциональность и экспрессивность (проявляется в субъективно-оценочной окраске речи, в образности, в широком использовании невербальных средств .)

Первоэлементами диалога являются реплики различной протяженности- от одной до нескольких фраз. Единицей обучения диалогической речи является диалогическое единство (микродиалог) Соединение реплик, которые связаны по смыслу, структурно и интонационно, называется диалогическим. единством. (Несколько реплик , связанных по содержанию и по форме).

Cовременное обучение диалогической речи строится не на обучении отдельным фразам, а на обучении механизму порождения диалога. По кол-ву реплик диалогического единства может быть двучленными, трехчленными, многочленными. Поскольку развернутые диалоги не обладают высокой повторяемостью в речевом общении, то в основу обучения диалогу быть положены двучленные единства. В каждом диалогическом единстве могут по-разному сочетаться типы высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, восклицание). На этой основе выделяются 16 типов диалогического единства Самые распространенные диалогические единства: вопрос-ответ; вопрос- контрвопрос; сообщение-вопрос; сообщение-сообщение; сообщение -реплика-подхват (продолжающая или дополняющая высказываемую мысль); побуждение - сообщение; побуждение -вопрос.

За исходные единицы обучения чаще всего принимают вопросно-ответные единства. 3 вида вопросно-ответных единств:

1) реплики дополняют друг друга, создают представление о чем-либо;

2) ответ как возражение или новое толкование;

3) вопрос и ответ разъясняют исходное положение.

Обучение диалогической речи строиться на основе образца, данного в виде диалогического текста, связанного с ситуацией, в которой происходит общение. Основными этапами обучения диалогической речи на уроке являются:

1) презентация ситуации с помощью словесного объяснения или технических средств обучения;

2) презентация диалога в звуковой и графической форме;

3) усвоение языкового материала диалога;

4) усвоение способов связи реплик в диалоге;

5) воспроизведение диалога;

6) расширение возможностей диалога-образца за счет изменения компонентов ситуации.

При обучении диалогической речи рекомендуется варьировать различные виды диалогов и формы работы с ними: диалог- беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и с преподавателем, парная и групповая. На начальном этапе обучения основное внимание уделяется таким видам диалогической речи, как диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен информацией, мнениями. Исследователи традиционно выделяют следующие умения диалогической речи:

- умения , связанные с пониманием реплик собеседника;

- умения формирования и формулирования кратких или полных ответов на общий, специальный или альтернативный вопросы, которые относятся к определенной ситуации;

- умение постановки общих, специальных или альтернативных вопросов по определенной ситуации;

- умение вести (поддерживать) беседу на заданную тему, по данной ситуации, используя для этого предвосхищение речевого поведения собеседника;

- умение вести беседу с целью обмена мнениями;

- умение вести беседу в связи с содержанием услышанного, увиденного или прочитанного, используя обращения, вопросы, восклицания, просьбы , приказания, приглашения, и т.п. (Коккота В.А.)

2) Монологическая речь- это речевое высказывание, не рассчитанное на непосредственную речевую реакцию собеседника (Ахманова О.С). В процессе монологической речи говорящий, обращаясь к какой-либо аудитории, передает устно, в развернутой форме ту или иную информацию, выражая при этом свои соображения, оценку, чувства. (Форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда, к самому себе; активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие.

В отличие от диалогической речи характеризуется развернутостью (что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания), связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru