Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
структуры для передачи говорящим своего коммуникативного намерения;
- правильный выбор ритмико- интонационной модели для выражения
данного и нового в сообщении, динамическое выделение отдельных
его компонентов;
- правильное синтагматическое членение фраз, корректное мелодическое завершение фраз, как в целом, так и их смысловых компонентов - синтагм;
- правильное вычленение смысловых отрезков из речевого потока, корректное смысловое членение текста высказывания, осуществляемое с помощью паузации.
Говорение - устная экспрессивная речь - это главный компонент устного речевого общения, которое как на родном, так и иностранном языке не является самоцелью, а служит средством обмена информацией, а также приобщения к духовным ценностям, элементам мировой культуры .
С помощью говорения люди сообщают о чем-либо, расспрашивают друг друга о том, что их интересует, что-то описывают, рассказывают, советуют, о чем-то просят. При этом они выражают свое отношение к предмету речи, высказывают свое мнение, дают оценку в соответствии с убеждениями и высказываемыми эмоциями. Исследователи отмечают, что наиболее успешно общение реализуется тогда, когда достигается гармония целей порождения речи и целей ее восприятия .
В большинстве методов обучения говорение является одним из важнейших направлений преподавания. Продуктом говорения является речевое высказывание (текст), речевое сообщение. Продукт говорения - это то, в чем объективируется, воплощается, материализируется все психологическое содержание деятельности говорения, все условия протекания, а также особенности самого субъекта говорения. Результатом говорения является ответное действие участника речевого общения (вне зависимости от того, имеет ли это действие внешнее выражение или нет , осуществляется ли оно сразу же или через некоторое время). Так, например, результатом говорения учителя является то, что ученики слушают ( или не слушают его). Результатом говорения учеников является слушание учителя , его одобрение или неодобрение их высказывания. Единицей деятельности говорения является речевое действие, входящие в структуру говорения или ее представляющее.
Психологические основы говорения
По большей или меньшей роли программирования психологи выделяют несколько видов речи (по степени участия мышления в речевой деятельности).
1. Самой совершенной является та речь, пользуясь которой говорящий сознательно соотносит языковые знаки с соответствующим содержанием, обусловленным речевой ситуацией. Такая речь обозначается термином "инициативной ." Формируя свои мысли , говорящий руководствуется собственной инициативой, самостоятельно выбирает содержание и язык. материал.
2.Ответная / реактивная речь. Она представляет собой реакцию на внешний
стимул. Внутреннее побуждение здесь либо совсем отсутствуют, либо имеют второстепенный характер.
3. Имитативная / активная речь. Она м. рассматриваться только на уровне репродукции как повторение воспринятого с осознанием его смысловой стороны. Если осознание не имеет место, то это автоматическая речь.
4. Ассоциативная речь. Она осуществляется при воспроизведении отрезков текста, выученных наизусть , с опорой на всевозможные ассоциации ,часто без верного понимания.
Существуют 2 основные концепции порождения речевого высказывания.
I. Й. Кайнц: 2 этапа в производстве речи.
1) Формирование речевой. интенции ( включает 2 фазы):
а) так называемое речевое стимулирующее переживание
б) фаза формирования суждения
Все это составляет мыслит. подготовку речи.
2) Говорение
а) формирование внутри речевого контекста
б) произнесение
Все это = порождение речи
II. А.Н. Леонтьев: структура речевого. действия - это взаимоотношение 3-х фаз:
1) планирование речевые действия
2) осуществление речевые действия
3) сопоставление и контроль.
Внутри которых выделяются следующие этапы:
а) формирование речевой интенции;
б) построение замысла будущего высказывания;
в) грамм. реализация высказывания и выбор слов;
г) внешнее. оформление высказывания.
По классификации И.А. Зимней психологическая структура говорения состоит из 3-х последовательных частей:
1.Побудительно-мотивационная (проявляется потребность человека в верб.
общении при наличии определенной. цели, под влиянием определенного мотива).
2. Аналитико-синтетическая (в виде свернутых умственных действий по программированию и структурированию/ формулированию речевых высказывания) (здесь функционирует механизм внутреннего оформления высказывания., обеспечивающий выбор слов и грамматического прогнозирования);
3.Исполнительная - звуковое и интонационное оформление мысли (творческая деятельность, осуществляемая по определенным правилам; на начальном этапе обучения переход от программы высказывания к ее исполнению происходит через родной язык ).
4. контролирующая - задача которой - сигнализировать о возможных ошибках и способствовать их исправлению; контроль предполагает наличие у говорящего эталона , формирующегося в результате языковой практики и сличения собственной речи с эталоном.