Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Приемы обучения диалогической и монологической речи на занятии по французскому языку в школе » Современные приемы обучения диалогической и монологической речи на занятии в школе

Современные приемы обучения диалогической и монологической речи на занятии в школе

Страница 3

Согласно Е.И. Пассову, выделяются следующие психифизиологические механизмы говорения:

1) механизм репродукции (обеспечивает воспроизведение готовых и усвоенных структурно- смысловых блоков для того, чтобы осуществить коммуникативную задачу );

2) механизм выбора языковых средств, который зависит от смысла сообщения, коммуникативной цели и ситуативного окружения, а также отношений межу говорящими, особенностей реципиента, общности жизненного опыта и т.д.;

3) механизм комбинирования, от которого зависят и беглость речи и ее новизна и другие ее качества как продукта и механизм конструирования. Человек конструирует некоторые речевые единицы в процессе Г., осуществляются эти операции на основе чувства языка, чувства допустимости той или иной конструкции , ее непротиворечивости структуре и духу языка;

4) механизм упреждения, который может реализовываться в двух планах: структурном и смысловом. В структурном плане упреждение возможно на уровне фразы, когда при произнесении первых слов упреждается, антиципируется конструкция фразы, и на уровне высказывания, когда также упреждается вся его конструкция, что позволяет порождать высказывание

5) механизм дискурсивности управляет процессом функционированием речевого высказывания. Этот механизм позволяет:

а) оценивать ситуацию в ее отношении к цели;

б) воспринимать сигналы обратной связи (реплики собеседника, его невербальное поведение) и принимать решения “ на ходу”;

в) привлекать необходимые (имеющиеся) знания о предмете Г., ситуации и т.п.

Связь говорения с другими видами речевой деятельности

Являясь видом речевой деятельности говорение тесно связано со всеми видами речевой деятельности. Аудирование как и говорение характеризуется наличием сложной мыслит. деятельности с опорой на внутреннюю речь и механизм прогнозирования. В методическом отношении существенным является то, что аудирование и говорение, находясь в тесной взаимосвязи, способ-ют развитию друг друга в процессе обучения. Для того чтобы научиться понимать речь, необходимо говорить и наоборот.

Внутренняя речь и связанная с ней артикуляция явл-ся осн. механизмом речевого мышления и имеет место как при А. иноязычной речи, так и при говорении. В процессе говорения имеет место предварительная фиксация мыслей при помощи внутренней речи, т.е. составление мыслит. Плана или конспекта будущего высказывания. Выражению мыслей во внешней речи предшествует появление речедвигательных импульсов. Оба процесса сопровождаются активной мыслительной деятельностью.

Говорение тесно связано с чтение и письмом. Письмо возникло на базе звучащей речи как способ фиксации звуков языка для сохранения и последующего воспроизведения информации. Чтение является как бы переходящей формой от устной речи к письму, сочетая в себе признаки одного и другого. Обучение как чтению ,так и письму связано с развитием связей между речевым слухом и артикуляцией.

О взаимодействии различных видов речевой деятельности свидетельствуюют общие умения, такие как :

1) умение соотносить акустические (при слушании и говорении) и зрительные (при чтении и письме) образы с семантикой;

2) умение коррелировать скорость аудирования (чтение) в зависимости от условий восприятия и целевой установки;

3) умение проявлять гибкость в восприятии и переработке информации в зависимости от трудности речевого сообщения;

4) умение автоматически применять правила, накопленные в долговременной памяти;

5) умение пользоваться ориентирами восприятия и порождения речи;

6) умение преодолевать направленность внимания на артикуляцию;

7) умение широко пользоваться прогнозированием на уровне формы и

содержания и др.

Стоит обратить внимание на еще одну деталь. При обучении говорению еще 10-12 лет назад акцент смещался в сторону обучения монологу. Это и понятно, поскольку контакты граждан нашей страны с представителями различных мировых культур были достаточно ограниченны, в работе международных конференций, встреч, симпозиумов и семинаров могли принять участие лишь немногие избранные, но и там личные контакты не поощрялись. Диалог был, скорее похож на монолог, где участники по очереди делали небольшие выступления. Каждая сторона пыталась представить свою позицию в более выгодном свете.

Сегодня речь идет о подготовке учащихся к диалогу культур, где навыки монологического и диалогического общения очень важны, но перевес в сторону диалога значительно сильнее. Это объяснимо, ведь в реальном общении редко приходится выступать с продолжительными монологами. Общение в большинстве своем либо диалогично, либо монологично.

По классификации Н.И. Формановской общение включает в себя с точки зрения организации текста по признаку коммуникативной роли говорящего/ слушающего - диалогическое / монологическое. Устная экспрессивная речь реализуется в форме монологических высказываний и реплик диалога. Соответственно различают диалогическую и монологическую речь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru