Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
По словам И.Я. Лернера , методы отвечают на вопрос “ как учить? ” , но тут же предлагают и вопрос “ чему учить? ”. Российская педагогическая энциклопедия дает следующее определение “ метода обучения ”: “ Метод обучения, система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержание образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Каждый метод обучения призван отразить специфику проявления в нем этих признаков, а совокупность методов должна обеспечить достижение всех целей воспитывающего обучения”. Метод проявляется именно тогда, когда имеет место систематическое повторение одних и тех форм и способов работы для успешного решения циклично повторяющихся задач учебного процесса. Р.К. Миньяр-Белоручев определяет метод как модель организации обучения, реализующая те или иные теоретические положения, провозглашенные принципами обучения, и учитывающая цели обучения.
Метод обучения (обобщенная модель реализации основ. элементов учебного процесса по иностранному языку)- проявляется когда имеет место систематическое. повторение одних и тех же форм работы для успешного решения циклично повторяющихся задач- например, обучение устной речи по типовым образцам; использование транскрипции при чтении и т.п.
Метод обучения теоретически обоснованная модель деятельности учителя и учащихся, направленная на реализацию целей обучения; второй уровень методической абстракции, принимающей за основу тот или иной тип обучения иностранным языкам и конкретизирующий его частными принципами обучения
Это понятие употребляется в современной науке в трех значениях- общеметодологическом (Метод как средство познания, способ изучения действительности, явлений природы и общества), общедидактическом (система взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования) и собственно методическом, частнометодическом ( метод как направление в обучении, определяющее стратегию учебной деятельности преподавателя).
1) Общеметодологические методы
С помощью этих методов осуществляется познание окружающего мира, соотносимое со свойствами и законами действительности. Общеметодологические методы принято подразделять на
А) содержательные
Б) формальные.
Первые обеспечивают познание структуры научного знания, законы порождения, функционирования и изменения научных теорий. Вторые связаны с анализом языка науки, описанием и анализом формальных и формализованных методов исследования, типологией системы знаний и др.
Для преподавателя языка важно знать обметодологические методы, определяющие формы и способы научного познания и пути их применения в качестве методологической основы исследовательской деятельности в области лингводидактики. В частности, метод сравнения позволяет установить то общее, что присуще объектам исследования, и определить то новое, что присуще исследуемому объекту, а метод моделирования – уточнить характеристики существующих или вновь конструируемых объектов и определить оптимальные условия для построения учебного процесса.
2) Общедидактические методы
Эти методы обучения являются достаточно универсальными. Они применимы для достижения целей обучения, образования и воспитания в разных дисциплинах. К числу общедидактических, например, относятся методы объяснения нового материала или контроля за успеваемостью. Будучи универсальными, данные методы в каждой конкретной дисциплине имеют свое специфическое выражение, отражающее ее особенности.
Общедидактические методы обучения - это совокупность способов взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития обучающихся.
Эти методы классифицируются на основании разных признаков:
А) по источнику получения знаний и формирования навыков и умений (слово учителя, рассказ, беседа, анализ урока, упражнения, работы с текстом, использование средств наглядности)
Б) по степени и характеру участия обучаемых в учебном процессе (активные/пассивные методы, различаемые в зависимости от самостоятельности выполнения учащимися учебных действий)
В) по способу работы учащихся (устные и письменные, классные, индивидуальные и коллективные методы)
В настоящее время наибольшее распространение получила классификация общедидактических методов, основанная на деятельностном подходе к обучению. В этой связи выделяются методы
1) обеспечивающие овладение учебным предметом (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно- поисковые, индуктивные, дедуктивные).
2) стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность (ролевые игры, учебные дискуссии, метод проектов)
3) контроля и самоконтроля учебной деятельности (опрос, зачет, экзамен и др.)
Так как в реализации методов обучения на занятиях участвуют как преподаватель, так и учащиеся, то общедидакические методы можно рассматривать в виде двух взаимосвязанных групп методов, образующих удобные для анализа оппозиции-