Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказу по картине

Обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказу по картине

В последние десятилетия в общеобразовательных дошкольных учреждениях неуклонно растет число детей, испытывающих трудности в речевом развитии. Исследования В.П. Глухова, Л.Г. Парамоновой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской и многих других ученых показали, что большую часть среди этих детей составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР). Понятие "общее недоразвитие речи" предполагает наличие симптомов несформированности всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя и связной речи. Наличие у детей данной категории нарушений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в их обучении и воспитании.

Важным фактором, препятствующим полноценному развитию детей с ОНР, является несформированность их связной речи. Умение связно, последовательно и образно выражать свои мысли является не только необходимым условием успешности обучения в школе, но и позволяет расширять возможности в общении с окружающими взрослыми людьми и сверстниками [48].

Нормальный уровень развития связной речи предполагает сформированность всех подсистем языка, а также достаточный уровень развития познавательной деятельности ребенка (В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко).

В.П. Глухов [11], Н.С. Жукова [14], Т.А. Ткаченко [39], Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [41, 46] и др. отмечают, что для высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны: нарушение логической последовательности повествования, отсутствие связности, пропуски смысловых звеньев, незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному, длительные паузы на границах фраз, отчетливо выражены лексические затруднения - бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений, неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм.

Значимость формирования связной речи для детей с ОНР, заключающаяся в умение планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и определять содержание своего высказывания, указывает на актуальность выбранной темы дипломной работы.

"Рассказывание" в данной работе понимается как опыт создания текста по картине. "Картина" - как особая знаково-символическая система, представляющая собой средство отражения образов природного, социального мира, отношений и связей между этими образами, способ опосредованного познания действительности и ориентировки в ней [21, с.4].

Цель нашего исследования заключалась в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе коррекционно-логопедических занятий.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что систематическая и целенаправленная логопедическая работа по обучению рассказыванию по картине способствует развитию связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

2. Провести экспериментальную работу по выявлению особенностей связной речи дошкольников с ОНР.

3. Выявить возможности развития связной речи дошкольников с ОНР в процессе обучения их рассказыванию по картине.

4. Проанализировать результаты формирующего эксперимента и оценить его эффективность.

связная речь недоразвитие дошкольник

Объект исследования: состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: процесс логопедической работы по формированию связной речи у детей старшей группы с общим недоразвитием речи.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы: наблюдение; описание; психолого-педагогический эксперимент; сопоставительный анализ.

Эксперимент проводился на базе МДОУ №32 "Чебурашка" г. Пскова. Время проведения: февраль - апрель и ноябрь - декабрь 2011 года, январь 2012 года.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru