Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
I этап. "Определение состава картины".
Цель: Обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине.
Оборудование: картина "Зимние забавы", игра "Четвёртый лишний".
Речевой материал:
слова-предметы: зима, снег, снеговик, снегирь, коньки, санки, синички, сугроб, варежки, шарф, куртка, шапка, сапоги, каток, лёд;
слова-действия: кататься, лепить, кормить, падать;
слова-признаки: розовый, красный, оранжевый, синий, голубой, фиолетовый, белый.
Приёмы:
"Подзорная труба",
"Охота за подробностями".
Д/игра:
"Четвёртый лишний".
Методические рекомендации:
Логопед проявляет живой интерес и эмоционально реагирует на ответы детей. Темп работы мы использовали достаточно быстрый, энергично и оперативно производили моделирование названных детьми объектов. Предварительно должен быть составлен тематический словарь. Объекты назывались в любой последовательности. По окончанию определения состава картины подводили итог (быстро перечисляли все названное, начиная с главного). Обращение шло не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений. Окончательным итогом данной игры считали рефлексию: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила - "когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные".
II этап. "Установление взаимосвязей между объектами на картине".
Цель: Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.
Оборудование: Картина "Зимние забавы".
Речевой материал:
слова-предметы: зима, снег, снеговик, снегирь, коньки, санки, синички, сугроб, варежки, шарф, куртка, шапка, сапоги, каток, лёд;
слова-действия: кататься, лепить, кормить, падать;
слова-признаки: розовый, красный, оранжевый, синий, голубой, фиолетовый, белый.
Приёмы:
"Пришёл волшебник "Объединяй".
Д/игра:
"Скажи ласково".
Методические рекомендации:
Мы вели детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений, расположенных в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце - подтверждение (вывод). Последовательность объединения между объектами зависела от выбора детей, с которым мы соглашались. Если ребенок затруднялся найти взаимосвязи между объектами, мы проводили с детьми "Мозговой штурм". Проявляли толерантность (терпимость к самым неожиданным объяснениям связей ребенком). После установления взаимосвязей, мы подводили итог в виде рассказа-рассуждения. Добивались осознания мыслительной операции и вывода правила: "Объекты на картине связаны, важно доказать это".
III этап. "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств".
Цели: Обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.
Оборудование: Картина "Зимние забавы".
Речевой материал:
слова-предметы: снег, снеговик, снегирь, коньки, санки, синички, сугроб, варежки, шарф, куртка, шапка, сапоги, каток, лёд;