Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Для оценки выполнения заданий I этапа констатирующего исследования нами была выбрана трёхбалльная система (от 0 до 2 баллов):
0 баллов - с заданием не справился, выполнил задание с грубыми ошибками.
1 балл - выполнил задание с небольшими ошибками и с незначительной помощью.
2 балла - выполнил задание самостоятельно и без ошибок.
Поскольку в 1 задании предполагалось 5 предложений, то мы за каждый правильный ответ ставили по 2 балла, а за предложения, названные с ошибкой, - по 1 баллу, и полученное количество баллов делили на число предложений.
В соответствии с этим нами было выделено 3 уровня развития связной речи у детей с ОНР:
Неудовлетворительный уровень - ниже 3 баллов.
Удовлетворительный уровень - 3-7 баллов.
Хороший уровень - выше 7 баллов.
Все баллы, полученные детьми, суммировались и заносились в таблицы №1 и №2, №3 и №4. (Приложение 5).
Соотношение результатов обследования связной речи детей группы № 1 можно увидеть на диаграмме (рис.1).
Рис.1. Результаты выполнения заданий детьми группы №1 на констатирующем этапе эксперимента.
Качественный анализ группы №1
При выполнении первого задания "Составление адекватного законченного высказывания на уровне фразы (по изображенному на картинке действию)" дети получили соответствующие результаты: Антон, Саша, Ваня смогли правильно назвать по 3 предложения. В оставшихся предложениях дети либо не смогли правильно назвать действие, либо просто перечислили то, что видят.
Антон: "Собачка, солнышко и девочка" (Девочка идет с шарами), "Девочка качает куклу" (Девочка держит куклу).
Саша: "Девочка и колясочка" (Девочка держит куклу), "Девочка гуляет с шариками".
Ваня: "Девочка шарики видит", "Мама лялечку любит".
Максим неправильно употреблял слова в предложениях и не смог правильно обозначить действия, присутствовали аграмматизмы: "Девочка ложит (кладёт) в кроватку лялечку" (Девочка держит куклу), "Мальчики играют в гол" (Мальчики играют в футбол).
Коля не справился с одним предложением, так как придумал то, чего нет на картинке, присутствовали аграмматизмы: "Мама ложит (кладёт) ребёночка в кроватку" (Девочка держит куклу).
Детей, которые совсем не справились с этим заданием, не было.
Второе задание "Составление предложения по трем картинкам" дети выполнили лишь частично: они смогли только назвать предметы, не объединив их в одно смысловое предложение ("Краска, кисть, забор").
При выполнении третьего задания "Пересказ текста" наблюдалось воспроизведение смысловых предложений с незначительными сокращениями. Антон, Арсений и Ваня неполно передали содержание текста.
Практически во всех случаях рассказы детей с паузами, с поиском подходящих слов, с изменением сказки и отказом от полного рассказа. Саша: "Посадил дед - репку. (…) Выросла. Дед за репку. (…) Не вытянуть. Бабушка за репку. (…) Не тянут. Позвала Машенька щеночка. Дальше не помню".
Дети затруднялись в перечислении героев сказки, использовали неадекватные слова, нуждались в помощи экспериментатора. Максим: "Жили-были дед да бабка. Тянут - потянут, не вытянуть, не могут. (Кого дед позвал на помощь?) Пошла бабка. Бабка - бабка, помоги, помогу. Тянут - потянут, не вытянуть. Позвали девку (внучка). Тянут - потянут вытянуть не могут. Позвали собаки (Собаку - Жучку). Тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвал мышку и кошку вытянули".
Максим, Коля и Саша не справились с этим заданием: Коля: "Выросла репка большая - пребольшая. Пошёл дед за репкой. И они вытянули".