Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказу по картине » Развитие связной речи детей в онтогенезе

Развитие связной речи детей в онтогенезе

Страница 1

В определении связной речи исследователи едины во мнении о том, что связное высказывание представляет собой единое смысловое и структурное целое, включающее связанные и тематически объединённые, законченные отрезки [1, с.246].

По мнению М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем [1, с.249]. Учёные подчёркивают, что в связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания ребёнка. Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.

Связная речь, выполняя коммуникативную функцию, существует в двух формах - монолог и диалог. Диалог - первичная форма общения, у детей она формируется раньше. Монологическая речь, как более логичное высказывание, требует большего развития мышления детей, поэтому развивается не так быстро, как диалогическая.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами, психологами и учёными, такими как: А.М. Бородич [6], Л.С. Выготский [9], С.Л. Рубинштейн [31], Т.А. Ткаченко [39], Т.Б. Филичева [41], Д.Б. Эльконин [50] и др.

Г.Р. Шашкина отмечает, что у детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности, общения. На первом году жизни, в процессе непосредственного общения со взрослым, закладываются основы будущей связной речи. К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначением предметов [49, с.12].

Как пишет М.М. Кольцова, во второй половине второго года жизни ребёнка происходит много важных событий. Одним из них является то, что малыш научается связывать два слова во фразу. В объединении слов большую роль играют потребности, желания ребёнка, то есть формирование первых фраз имеет ярко выраженную эмоциональную основу [17, с.105].

Н.В. Макарова отмечает, что до полутора лет фразовая речь у детей отсутствует [24, с.14].

Как указывает в своей работе М.М. Кольцова, у детей в 2-2,3 года появляются фразы с отрицательным значением. До двух лет отказ что-либо делать осуществляется только с помощью жестов, но после 2 лет к отрицательным реакциям, выражаемым жестами, присоединяется слово [17, с.106].

На третьем году жизни у ребёнка появляются фразы из 3 слов, которые тоже носят по преимуществу характер просьб, требований, зова. Однако, наряду с фразами, выражающими потребности, в то же время у ребёнка появляются фразы, отражающие какие-то наблюдения, соображения. В этот период происходит связывание слов в определённом стереотипном порядке - в том, какой показывается взрослыми в их речи. Эти первые 2-3 словесные предложения детей есть обучение речевым шаблонам на практике [17].

На протяжении третьего-четвертого года, по мнению М.М. Кольцовой, у ребёнка происходит дальнейшее усложнение речевых шаблонов: фразы становятся многословными, совершенствуется их грамматический строй, но стереотипия [17, с.123].

Как пишет Н.В. Макарова, для нормального речевого развития третьего года жизни характерно активное общение с окружающими при помощи фраз из 3-4 и более слов с употреблением знакомых слов в нескольких грамматических формах: "дай - дает - не дам" [24, с.16].

Страницы: 1 2 3

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru