Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
I этап исследования.
1 задание. Составление адекватного законченного высказывания на уровне фразы.
Цель: определение способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).
Оборудование: 5 картинок:
1. "Девочка поливает цветы".
2. "Мальчик ловит рыбу".
3. "Девочка несёт шарики".
4. "Девочка несёт куклу".
5. "Мальчики играют в футбол".
Инструкция: "Скажи, что/кто здесь нарисовано?".
В результате выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие ("Что делает мальчик / девочка?").
2 задание. Составление предложения по трем картинкам.
Цель: выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания.
Оборудование: 3 картинки с изображением красок, кисточки и забора.
Инструкция: "Назови картинки, а затем составь предложение так, чтобы в нём говорилось обо всех трёх предметах".
3 задание. Пересказ текста.
Цель: выявление возможностей детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
Материал: Сказка "Репка" (Приложение 4).
Инструкция: "Послушай сказку и расскажи, что произошло".
4 задание. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Оборудование: 4 сюжетные картинки.
Инструкция: "Разложи картинки по порядку. Расскажи, что произошло, рассказывай по каждой картинке, начиная с первой".
5 задание. Составление рассказа на основе личного опыта.
Цель: выявление индивидуального уровня и особенностей владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Инструкция: "Расскажи о вашей детской площадке по плану:
что находится на детской площадке,
чем занимаются дети на детской площадке,
что ты любишь делать на детской площадке".
II этап исследования.
Задание: Составление рассказа по картине.
Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания картины.
Оборудование: картина "Зимние забавы".
Инструкция: "Посмотри внимательно на картину и составь большой и интересный рассказ о том, что ты видишь".