Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Педагог. Ребята, зайчик Степашка целое лето ухаживал за своим огородом: поливал овощи, пропалывал сорняки и вот, наконец, пришла пора собирать урожай.
— Сейчас мы узнаем, сколько и каких овощей вырастил зайчик. На ковре разложены картинки с изображением овощей, под ними спрятаны цифры. Ребенок поднимает картинку и называет цифру, показывает ее всем. Если цифра названа неправильно, дети поправляют.
В игре используются карточки-иллюстрации овощей (девять штук), цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6 (по три карточки с каждой цифрой).
3. «Посылка от зайца Степашки».
Педагог. Заяц Степашка не жадный — он решил поделиться с нами своим урожаем. Прислал посылку с овощами. Только я забыла, куда ее поставила. Сейчас покажу вам план нашей группы, и мы попробуем отыскать то место, где стоит посылка.
Дети знакомятся с планом группы, с понятием «чертеж». Затем кто-нибудь из них идет в предполагаемое место нахождения посылки и приносит ее. Дети рассматривают и называют овощи (муляжи), по желанию пересчитывают их.
4. «Салат».
Педагог. Сейчас мы из овощей, которые прислал зайка Степашка, приготовим разные салаты. Дети по желанию подходят к столу, называют, какие овощи нужны для салата и сколько, пересчитывают и перекладывают из «посылки» на тарелку.
Например: «Мне для салата нужен один кочан капусты, две луковицы, три огурца, четыре помидора».
1. Физкультминутка.
Мы по огороду шли, шли Дети ходят по группе.
И помидор нашли.
Нагнулись, сорвали Наклоняются.
И дальше пошли. Ходят по группе.
Стихотворение проговаривается три раза, слово «помидор» заменяется названиями других овощей.
6. «Овощи».
На столах у детей раздаточный материал.
Педагог. Ребята, на какую геометрическую фигуру похожа морковка? (На треугольник.)
— Из чего можно выложить треугольник? (Из палочек и из ниток.)
— Выложите треугольники.
— А капуста, помидор на какую фигуру похожи? (На круг.)
— Можно ли из палочек выложить круг? (Нет.)
— Из чего можно выложить круг?
— На какую фигуру похожи огурец и кабачок? (На овал.)
— Из чего можно выложить овал? 7. «Овощи и овощеводы».
Мальчики — «овощеводы», девочки — «овощи». Мальчики «рыхлят землю», «пропалывают сорняки», «поливают овощи». Девочки сидят на корточках («семена в земле»), потом начинают медленно подниматься, «расти».
Занятие №4 «Фрукты, ягоды».
Программное содержание:
Ø закреплять знания о фруктах и ягодах;
Ø знакомить с образованием числа 7; закреплять счет в пределах семи, цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6;
Ø учить выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому-либо признаку,
Ø формировать умение объединять предметы со сходными признаками;
Ø формировать представление о ритме, учить самостоятельно составлять узор с ритмичным повторением элементов;
Ø развивать воображение, мышление.
Демонстрационный материал:
1) игрушки: заяц Степашка, собачка Филя; груш и яблок по семь (парафиновые), две тарелочки;
2) муляжи разных фруктов и ягод;
3) полоски бумаги с рисунками: 6 овощей + 1 фрукт, 6 фруктов + 1 овощ, 6 больших груши + 1 маленькая, 6 яблока + 1 груша, 6 красных яблока + 1 желтое, 6 длинных морковки + 1 короткая;
4) фишки (заменители денег);
5) шапочки «груша», «яблоко», «слива».
Раздаточный материал:
- полоски бумаги 10 х 30 см,
по шесть мелких яблок и груш (из цветной бумаги).
Ход занятия
1. Беседа по теме.
Педагог. Где растут фрукты? (В саду, на деревьях.)
— В лесу они могут расти? (Могут, дикие.)
— Где растут ягоды? (В саду, в лесу.)
— Какие ягоды и фрукты растут у нас в Беларуси? (Яблоки, груши, малина и т. д.)
— Какие фрукты привозят нам из других стран? (Бананы, апельсины, гранаты, манго, ананасы, киви и т. д.)
2. «Гости».
Педагог. Ребята, сегодня к нам в гости пришли заяц Степашка и собачка Филя. Давайте угостим их фруктами.
— Вот тебе, Филя, груши, угощайся, пожалуйста.
— Тебе, Степашка, яблоки.
— Ребята, сколько груш я дала Филе? (шесть.)
— Сколько яблок я дала Степашке? Давайте посчитаем. {семь.)
— У кого фруктов больше? (У зайца Степашки.)
— Да, я дала на одно яблоко больше зайцу Степашке.
Педагог поворачивает собачку спиной к детям
Педагог. Филя почему-то на нас обиделся. Вы не знаете почему? (Потому что ему дали на одну грушу меньше.)
— Что же нам делать? (Надо Филе дать еще одну грушу.)
— Сколько теперь у Фили груш? А у Степашки яблок больше, меньше, поровну?