Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Итоги исследования свидетельствуют о том, что для дошкольников игра является важным видом деятельности. В процессе игры и занятий дети продемонстрировали наиболее высокие результаты. Менее высокие показатели выявлены при проведении 3 серии – прослушивания рассказа.
Содержание запоминаемого материала в значительной мере определяет эффективность мнемической деятельности, поэтому в рамках эксперимента проводилось занятие по изучению зависимости объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала. [Приложение 5]. Результаты проведенного исследования представлены в таблице №7:
Таблица №7
№ |
Фамилия |
Материал для запоминания | ||
Предметы |
слова |
Геометрические фигуры | ||
1 |
Быков Андрей |
6 |
5 |
4 |
2 |
Декань Никита |
7 |
4 |
5 |
3 |
Симонова Аня |
6 |
5 |
4 |
Из таблицы видно, что дети успешнее запоминают предметы, чем слова и геометрические фигуры, что свидетельствует о том, что у младших школьников более развита наглядно-образная, чем словесно-логическая память. При этом двое детей демонстрируют низкий уровень запоминания.
На основе рекомендаций М.И. Чистяковой, Л.Ф. Тихомировой был разработан игровой тренинг для детей, в котором была подобрана система игр по развитию памяти детей [63, 68]. Учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, мы подобрали игры, направленные на развитие различных видов памяти (моторно-слуховой, зрительной, словесно-логической).
Игровой тренинг для развития памяти
Повтори за мной (для детей 6–7 лет)
Цель игры: развивать моторно-слуховую память.
Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.
Запомни движения (для детей 5–6 лет)
Цель игры: та же.
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.
Запомни свое место (для детей 4–5 лет)
Цель игры: та же.
Дети стоят в кругу или в разных углах зала. каждый должен запомнить свое место. Под музыку И. Дунаевского «Галоп» все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.
Запомни свою позу (для детей 4–5 лет)
Цель игры: та же.
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.
Слушай и исполняй! (для детей 7–8 лет)
Цель игры: развивать внимание и память.
Ведущий называет и повторяет 1–2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
Вот так позы! (для детей 5–6 лет)
Цель игры: развивать наблюдательность.
Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.
Запомни порядок! (для детей 5–6 лет)
Цель игры: та же.
4–5 играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий? посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.
Кто что делал? (для детей 5–6 лет)
Цель игры: та же.
Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Они под музыку Д. Кабалевского «Веселая сказочка» делают по очереди различные движения и повторяют эти движения 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.
Художник (для детей 5–6 лет)
Цель игры: та же.