Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
В процессе исследования поставленной проблемы была проведена экспериментальная работа в детском саду Вольского района Саратовской области с детьми старшей группы. В 2013 г. была составлена программа изучения и развития памяти дошкольников, которая в течение 4 месяцев апробировалась на базе экспериментальной группы.
Цель эксперимента: на основе экспериментальной деятельности выявить наиболее эффективные методы и разработать рекомендации по изучению и развитию памяти старших дошкольников.
Задачи эксперимента:
исследовать особенности памяти старших дошкольников;
спланировать систему работы по развитию данного познавательного процесса;
выявить эффективность проведенной работы на основе сравнения показателей контрольной и экспериментальной групп;
на основе анализа полученных результатов выработать рекомендации по совершенствованию памяти детей старшего дошкольного возраста.
Основные этапы эксперимента
Экспериментальное исследование состояло из трех этапов, которые отражают динамику развития памяти детей в результате целенаправленной педагогической деятельности.
1. Констатирующий этап.
Эксперимент проводился с детьми старшей группы детского сада, к исследованию было привлечено 10 человек, из которых было выделено 6 человек с примерно эквивалентными показателями для создания контрольной и экспериментальной групп.
В процессе изучения поставленной проблемы был разработан блок материалов для организации работы в данном направлении, составлена программа эксперимента, которая реализовалась в течение 2010 года.
2. Формирующий этап.
В ходе формирующего этапа велась апробация и отслеживание результатов, а также первоначальная коррекция деятельности. Подробнее данный этап будет описан далее.
3. Контрольный этап.
На контрольном этапе осуществлялась количественная и качественная обработка и описание результатов эксперимента, сравнительная характеристика показателей в контрольной и экспериментальной группах.
Констатирующий этап эксперимента был нацелен на решение следующих задач:
– определить качественные параметры развития памяти детей;
дать характеристику участников эксперимента в целях установления эквивалентности исходных условий в контрольной и экспериментальной группах.
На констатирующем этапе были изучены различные источники информации, касающиеся рассматриваемой проблемы. В ходе осуществления исследовательской деятельности использовались такие методы, как наблюдение, беседы, в качестве основной формы исследования были выбраны практические занятия.
Для того, чтобы выявить стартовые условия для проведения эксперимента, было проведено обследование 6 детей из старшей группы детского сада на основе диагностики:
осознания детьми произвольного мнемического действия;
самоконтроля в процессе воспроизведения.
Детям была предложена анкета, состоящая из следующих вопросов:
Как часто ты забываешь выполнить поручение родителей?
Часто ли родители напоминают тебе о каких-либо просьбах?
Как ты оцениваешь свою память?
Учат ли тебя родители запоминать что-либо?
Читаешь ли ты вслух дома?
Читают ли тебе родители книги перед сном?
Результаты диагностики степени осознания детьми произвольного мнемического действия были получены в результате проведения исследования (Приложение 1) [64, с. 169–170]. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Фамилия, имя |
Уровень осознания процесса запоминания |
Уровень осознания мнемических действий и приемов |
1. Быков Андрей |
3 |
3 |
2. Декань Никита |
2 |
1 |
3. Кирсанова Эля |
1 |
1 |
4. Косырева Алина |
4 |
2 |
5. Симонова Аня |
2 |
2 |
6. Сараева Лера |
2 |
1 |