Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Эффективные методы развития памяти детей дошкольного возраста » Экспериментальная работа по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальная работа по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста

Страница 7

Таким образом, на основе анализа проведенной экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:

Совершенствование памяти старших дошкольников должно проводиться системно, комплексно, как в процессе практических занятий, так и в игровой деятельности.

Процесс работы с детьми необходимо строить с учетом условий, определяющих успешность мнемической деятельности, а также с опорой на методы, способствующие повышению уровня осмысленного запоминания.

Детей старшего дошкольного возраста следует целенаправленно обучать приемам осмысленного запоминания: классификации, группировке, составлению плана, выделению смысловых опор, сопоставлению, что значительно активизирует резервы детской памяти.

Следует вводить игры, направленные на развитие мнемических способностей детей.

Проведенное исследование показывает, что память есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Она является одним из наиболее значимых для жизнедеятельности людей познавательным процессом, без которого невозможно существование человека.

Память в своем развитии проходит последовательно ряд стадий, что сопровождается качественным ее преобразованием, переходом от непроизвольности к произвольности. Наиболее ранними видами памяти, которые осваивает человек, являются двигательная кратковременная память. Позднее, по мере развития дети овладевают долговременной и оперативной памятью, совершенствуют словесно-логическую память.

В дошкольном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности. В дошкольном возрасте формируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом. На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельность ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл. Совершенствование памяти в дошкольном возрасте обусловлено прежде всего приобретением в ходе деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала.

В процессе работы по развитию психических процессов детей следует опираться на принцип воспитания через взаимодействие.

Совершенствование памяти в дошкольном возрасте обусловлено в первую очередь освоением различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и смысловой обработкой запоминаемого материала. Опора на мышление, использование различных способов и средств запоминания превращают память ребенка в осознанную, опосредованную, произвольную психическую функцию. Память ребенка из непосредственной и эмоциональной становится логической, смысловой.

На разных этапах дошкольного возраста отмечается динамика отношения детей к приобретенным ими способам смыслового запоминания, повышается эффективность осмысленного запоминания, дети, имея определенный запас эмпирически найденных приемов рационального запоминания, в процессе деятельности усваивают новые способы, опирающиеся на смысловую память. Воспитателю необходимо обучать дошкольников приемам и средствам запоминания, смысловой группировке материала, составлению и использованию плана текста как смысловой опоры запоминания, выделению определенных пунктов для запоминания, соотнесению, сопоставлению, связыванию отдельных частей, составлению плана, что позволит в значительной мере обеспечить успешное развитие памяти детей младшего школьного возраста.

Проведенное исследование показывает, что продуктивность произвольного запоминания зависит не только от тех способов, которыми ребенок владеет при запоминания заданного, но прежде всего от системы используемых воспитателем методов, условий, которые создаются в группе в процессе работы.

Большое значение в запоминании имеют устойчивое внимание к предмету запоминания, положительные эмоции, желание запомнить, активная позиция ребенка по отношению к материалу. Одним из важных путей генезиса памяти дошкольника является развитие ее опосредованности, запоминание при помощи вспомогательных средств, в частности символических, что способствует развитию знаково-символической функции сознания.

В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом. Проведение планомерной работы по развитию памяти дошкольников является важным условием дальнейшего успешного обучения детей в начальных классах, поэтому воспитателю необходимо планомерно осуществлять педагогическую деятельность в данном направлении.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru