Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
По второму направлению было проведено родительское собрание на тему «Роль памяти в жизни дошкольников и способы ее развития в домашних условиях» [Приложение 6]. Перед проведением собрания с дошкольниками проводилось анкетирование, включавшее 6 вопросов:
Как часто ты забываешь выполнить поручение родителей?
Часто ли родители напоминают тебе о каких-либо просьбах?
Как ты оцениваешь свою память?
Учат ли тебя родители запоминать что-либо?
Читают ли тебе родители книги перед сном?
Ответы детей показали, что 74% детей часто забывают выполнять задания, поэтому родителям приходится постоянно напоминать им о поручениях, при этом большинство родителей используют метод повторения, не обращаясь к другим способам развития памяти детей. Чтение перед сном, которое активизирует резервы мнемического развития, представлено только у одного ребенка.
Для родителей были разработаны рекомендации по развитию памяти дошкольников, а также предложено проводить с детьми игру «Заметь и запомни», подробно описанную на стр. 26–27.
Далее была разработана серия практических занятий с младшими школьниками, которая включала следующие разделы:
Практическое занятие «Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти».
Практическое занятие «Изучение запоминания в различных видах деятельности».
Практическое занятие «Изучение зависимости объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала».
Игровой тренинг по развитию памяти.
В процессе эксперимента с детьми было организовано 3 серии занятий по изучению соотношения непроизвольной и произвольной памяти. Подробно описание данного исследования дано в приложении. Результаты исследования представлены в таблице 5
Таблица 5. Продуктивность запоминания
№ |
фамилия |
1 серия – непроизвольное пассивное запоминание |
2 серия – непроизвольное активное запоминание |
3 серия – произвольное запоминание |
1 |
Быков Андрей |
4 |
7 |
8 |
2 |
Декань Никита |
5 |
6 |
8 |
3 |
Симонова Аня |
7 |
8 |
9 |
По результатам исследования видно, что непроизвольное пассивное запоминание у 2 детей на низком уровне, у 1 ребенка – на среднем уровне. После проведения 2 серии, когда дошкольникам было предложено использовать прием классификации материала, показатели стали выше; на 3 занятии дети продемонстрировали наибольшие показатели, при этом все детей использовали прием классификации.
Следующим этапом исследования проводилось изучение запоминания в различных видах деятельности [Приложение 4]. Результаты проведенного занятия представлены в таблице 6:
Таблица 6
№ |
фамилия |
Количество воспроизведенных слов в разных видах деятельности | ||
игра |
Занятие по труду |
Прослушивание рассказа | ||
1 |
Быков Андрей |
7 |
8 |
6 |
2 |
Декань Никита |
9 |
9 |
6 |
3 |
Симонова Аня |
6 |
5 |
5 |