Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Состояние самоконтроля в процессе воспроизведения было оценено на основе проведения исследования, представленного в приложении 2. В ходе исследования с детьми использовалась русская народная сказка «Колобок». Его результаты содержатся в таблице 2.
Таблица 2
Фамилия, имя |
1. Замены |
2. Возврат | ||||
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 | |
1. Быков Андрей |
1 |
1 |
1 |
1 | ||
2. Декань Никита |
1 |
1 |
1 | |||
3. Кирсанова Эля |
1 |
1 |
1 |
1 | ||
4. Косырева Алина |
1 |
1 |
1 | |||
5. Симонова Аня |
1 |
1 |
1 | |||
6. Сараева Лера |
1 |
1 |
1 |
1 |
Таким образом, в процессе проведенного обследования было выделено 6 детей с примерно одинаковыми показателями развития памяти. Каждая группа включала двух детей с низкими показателями развития памяти и одного – со средними показателями. Констатирующий эксперимент показал, что старших дошкольников кратковременная память зависит от объема внимания, показатели по данным параметрам соотносятся прямо пропорционально.
Для проведения формирующего этапа эксперимента из данных детей были составлены две группы:
А (экспериментальная), с которой проводилась работа в рамках эксперимента;
Б (контрольная).
Таблица 3. Экспериментальная группа А
1. Быков Андрей |
2. Декань Никита |
3. Симонова Аня |
Таблица 4. Контрольная группа Б
1. Косырева Алина |
2. Сараева Лера |
3. Кирсанова Эля |
На основе полученных исходных данных переходим к формирующему эксперименту. В рамках формирующего этапа эксперимента была разработана система исследования памяти детей экспериментальной группы А. На данном этапе с детьми была проведена система исследований, направленных на осознание ими мнемических действий и приемов процесса запоминания.
В программе эксперимента использовались следующие формы и методы:
Наблюдение. В процессе осуществления программы эксперимента велось наблюдение за детьми экспериментальной группы, фиксировались изменения в мнемической деятельности дошкольников.
Игры.
Беседы.
Практические занятия.
Программа эксперимента включала следующие направления:
Проведение системы практических занятий, игр.
Информативная работа с родителями по проблеме развития памяти дошкольников.
По первому направлению воспитателю было предложено на разных этапах занятий с детьми целенаправленно использовать следующие методы и приемы:
Систему вопросов выстраивать с установкой на логическое запоминание.
При работе с детьми объяснять им, как быстрее запомнить материал, подготовить пересказ при помощи следующих мнемических приемов: проговаривания вслух, повторения, запоминания последовательности, актуализации реальных воспоминаний, связанных с заучиваемым материалом, объединения, группировки по какому-либо признаку.