Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Эффективные методы развития памяти детей дошкольного возраста » Развитие памяти детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Развитие памяти детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Страница 5

Представления делятся также на единичные и общие. Единичными называются представления, которые относятся к индивидуальным (единичным предметам) таковы, например, представления человека о близком друге, о его комнате, о своем столе. Общими называются представления, которые относятся ко многим сходным предметам, к целому классу предметов. Таковы представления о доме, о животных и так далее. Общее представление создается в результате восприятия многих сходных единичных объектов. Основная роль в образовании общих представлений первоначально принадлежит ассоциациям по сходству. В образовании общих представлений у человека большую роль играют не только многократные восприятия, но и воображение, а также мышление и речь. Представления у человека, так же как и восприятия не возникают только как чистые образы предметов, а всегда выражаются в суждениях и предложениях, произносимых вслух или про себя. Накопление и обогащение представлений играет очень важную роль в практической деятельности, а также в познании человеком окружающего мира, в формировании его мышления, воображения и других познавательных процессов.

Таким образом, память есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Она является одним из наиболее значимых для жизнедеятельности людей познавательным процессом, без которого невозможно существование человека.

Память в своем развитии проходит последовательно ряд стадий, что сопровождается качественным ее преобразованием, переходом от непроизвольности к произвольности. Наиболее ранними видами памяти, которые осваивает человек, являются двигательная, кратковременная память. Позднее, по мере развития дети овладевают долговременной и оперативной памятью, совершенствуют смысловую память.

В рассмотренных в данном параграфе видах памяти отражены такие ее характеристики, которые, сформировавшись в деятельности, становятся затем как бы конституциональными ее особенностями, когда тот или иной склад памяти человека может проявляться независимо от переменных условий деятельности: от ее мотивов, целей, способов. В процессе жизнедеятельности у человека проявляются не только индивидуальные, но и возрастные особенности в развитии памяти, что необходимо учитывать в работе с детьми.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Период, на который запоминаются люди, события, в старшем дошкольном возрасте отодвигается на неопределенно долгие сроки. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то дошкольное детство оставляет много ярких воспоминаний. Особенно это относится к старшему дошкольному возрасту. Как указывают И.Ю. Матюгин, Т.Ю. Аскоченская. И.А. Бонк, память дошкольника в основном носит непроизвольный характер [31, с. 146]. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.

Как указывает А.Ф. Тихомирова, одним из самых ранних проявлений памяти является узнавание [63, с. 36]. Двигательная память выступает основой, на которой формируются все навыки: ходьба, хватание предметов руками, а затем бег, прыжки. В последующих возрастах работа двигательной памяти становится более сложной.

Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходит их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в случае, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим местам, например, отложить отдельно вещи, которые подходят для сада, кухни, детской комнаты, двора. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение – единственная форма работы памяти [13, с. 112]. Особенно богата память ребенка дошкольного возраста, – как указывает Л.Ф. Тихомирова, – образами отдельных конкретных предметов [63, с. 37].В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов, а также и несущественные признаки, частные детали объектов. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов. Когда детям трех лет предъявляли серию картинок с просьбой их рассмотреть и другую серию с просьбой запомнить, подавляющее большинство детей вели себя совершенно одинаково. Бросив на картинку беглый взгляд, ребенок тут же отводил его в сторону, просил взрослого показать другую картинку. Некоторые дети пытались рассуждать по поводу изображенных предметов, вспоминали случаи из прошлого опыта, связанные с картинками («Очки–здесь на глазки накладывают»; «Это – бабочка, называется червяка»; «Арбуз. Я вот с мамой и папой покупала арбуз большой, а сливы маленькие» и т.п.). Однако никаких действий, направленных на то, чтобы запомнить, у детей не наблюдалось.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru