Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Эффективные методы развития памяти детей дошкольного возраста » Развитие памяти детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Развитие памяти детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Страница 7

При изучении возрастных и индивидуальных особенностей необходимо соблюдать целый ряд специфических требований, в первую очередь к организации экспериментальной работы, а во вторую – к обработке данных для получения сопоставимых между собой результатов. Но независимо от этого каждый ребенок должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом. Целесообразно сообщить дошкольникам информацию о различных приемах и способах запоминания и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка. Совершенствование процесса запоминания и овладение различными приемами является залогом успешной деятельности и личностного развития младших школьников.

В значительной мере память активизируется, если у детей есть заинтересованность материалом, положительное отношение к нему. Большое значение в запоминании имеют положительные эмоции, желание запомнить, активная позиция ребенка по отношению к запоминаемому материалу. Поэтому для развития памяти детей важны такие факторы, как развитие положительного отношения к игре или другой деятельности, формирование устойчивых познавательных интересов. Различные приемы активизации мыслительной деятельности детей одновременно способствуют развитию мнемической функции.

Развитие памяти зависит от условий жизни ребенка, от его воспитания. Воспитатель, организуя деятельность дошкольников, обучая различным способам запоминания, формирует тем самым их память.

Исследования работы детской памяти (Люблинская А.А., Смирнов А.А.) показали, что продуктивность произвольного (волевого) запоминания зависит не только от тех способов, которыми ребенок пользуется для запоминания заданного, но прежде всего от тех условий, которые создаются воспитателем. Среди них Люблинская А.А. [25, с. 167] выделяет следующие:

Использование наглядности. При этом воспитателю следует использовать картинки, натуру не только на этапе запоминания материала, но и при его воспроизведении.

Самоконтроль. Для того, чтобы закрепить производимое действие, человек должен знать полученный им результат, т.е. тот эффект, которого он достиг.

Мотивы и установка. Как показывают исследования Л.В. Занкова, З.М. Истоминой, Т.Н. Баларич, Г.М. Дульнева [25, с. 171], среди мотивов, побуждающих дошкольников приложить усилия, чтобы овладеть материалом, наиболее сильными являются познавательные интересы. Это стремление детей к узнаванию нового делает их деятельность привлекательной для них и продуктивной. Среди мотивов психологи (Люблинская А.А.) выделяют также товарищеское соревнование, стремление получить поощрение [25, с. 175]. Все они способствуют активизации мнемической функции.

Осмысливание запоминаемого материала. Установление смысловых связей, по данным ряда опытов (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов), дает наибольший прирост продуктивности воспроизведения материала детьми. На роль мыслительной деятельности в запоминании указывают исследователи А.И. Липкина, Л.М. Житникова, К.П. Мальцева.

Повторение. Не только специальные исследования, но и многолетняя педагогическая практика в обучении детей всех возрастов показывает, что многократное повторение заучиваемого материала не дает ожидаемого эффекта. Однообразное повторение одного и того же приводит к утрате интереса к деятельности. А.А. Люблинская отмечает, что «снижение результатов… резче всего и наиболее скоро обнаруживают дети с высоким уровнем умственного развития» [25, с. 169]. Следовательно, повторение как прием запоминания является эффективным только тогда, когда педагог разнообразит формы работы детей с заучиваемым материалом.

Таким образом, в психолого-педагогической науке выделены условия, позволяющие в значительной мере оптимизировать мнемическую функцию, повысить уровень запоминания детьми материала.

Как установлено учеными Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, в дошкольном возрасте дети хорошего уровня развития даже без какой-либо специальной подготовки способны использовать следующие мнемические приемы:

проговаривание вслух (показ того, что видят и слышат)

повторение (вслух или про себя вслед за предъявлением материала)

запоминание последовательности (например, какие слова следуют одно за другим)

актуализация реальных воспоминаний, связанных с заучиваемым материалом

объединение заучиваемого одной общей темой

группировка (слов, образов, которые надо запомнить) по какому-либо признаку (предметы, игрушки, животные и т.д.) [50, с. 65].

В процессе учебной работы с дошкольниками важно учитывать специфику памяти детей. Во-первых, необходимо установить какой тип памяти характерен для каждого ребенка. Это можно сделать на основе использования «Методики диагностики типа памяти», разработанной Т.Г. Богдановой и Т.В. Корниловой. [3, с. 20–21, приложение 1]. Во вторых, воспитателю следует обратить внимание на развитие других типов памяти, что поможет ребенку полнее использовать свои мнемические возможности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru