Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Задание № 7
Дидактическая игра № 7: "Собери кольца на веревке".
Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции, уровня развития мелкой моторики, практических умений распознавать и дифференцировать кольца по цвету, форме и величине и нанизывать кольца на веревочке, последовать действия взрослого, выяснить наличие соответствующих по инструкции действий.
Дидактический материал: кольца красного, желтого, синего и зеленого цвета, рассыпанные на столе; красная веревочка.
Проведение обследования: взрослый показывает кольца красного, желтого синего и зеленого цвета и просит ребенка их нанизать на веревочке, как ожерелье. Важно, чтобы ребенок кольца нанизывали на веревочке самостоятельно и чередуя, по указанию взрослого, цвета. Если ребенок не действует, то взрослый делает это сам. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе. Можно усложнить задачу, если ребенок быстро справилась с ним: попросить нанизать кольца по своему желанию или для мамы, для матрешки.
Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам нанизывает кольца, а затем вкладывает поочередно кольца ребенку в руку и протягивает веревочку вместе и с ней, далее каждый раз жестом указывает, что нужно делать. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание речевой инструкции; распознавания по цвету, форме, величине; нанизывает самостоятельно; адекватное отношение к заданию; ребенок выполняет правой или левой рукой или только правой рукой - 1 балл; действует после стимуляции - 0,5; действия не самостоятельные, хаотичные - 0,25; пытается действовать - 0; итог игры согласно цели; отношения ребенка к результату.
Задание № 8
Дидактическая игра № 8: "матрешка".
Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции, практических умений брать, раскладывать и складывать трехсоставным матрешку, подражать действиям взрослого; выяснить наличие соответствующих по инструкции действий.
Дидактический материал: два трехсложные матрешки.
Проведение обследования: Взрослый показывает трехсоставную матрешку и просит ребенка ее разобрать и сложить. Если ребенок не начинает действовать, сам раскладывает ее и предлагает матрешку составить. Если ребенок не справляется, начинает учить. Можно предложить ребенку поиграть: поставить матрешки по росту, назвать их величину (большая, меньшая, маленькая; маленькая, большая, большая), покатать матрешку в тележке и др.
Обучение: Взрослый берет матрешку, раскладывает ее и показывает, что в середине есть еще одна и еще одна, просит ребенка сделать то же самое со своей матрешки. Далее взрослый, каждый раз указывая жестом, предлагает ребенку составить матрешку и спрятать маленькую в большую. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе. После чего предлагает выполнить задание ребенку самостоятельно.
Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание речевой инструкции; адекватная реакция; разлагает и составляет матрешку; эмоциональное отношение к заданию; ребенок выполняет задания самостоятельно - 1 балл; действует после стимуляции - 0,5; действует обеими руками, действия не самостоятельные - 0,25; пытается действовать - 0; итог игры согласно цели; отношения ребенка к результату.
Задание № 9
Дидактическая игра № 9: "тележку".
Цель: выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, понимания ребенком словесной инструкции, практических умений использовать вспомогательное средство - веревку, подражать действиям взрослого; выяснения наличия соответствующих по инструкции действий.
Дидактический материал: тележка с кольцом, через которое протянута веревка.
Проведение обследования: перед ребенком (на другом конце стола) стоит тележка, к которому она не может дотянуться рукой, но в зоне ее досягаемости находятся два конца веревки, разведены между собой на расстоянии 50см. Ребенка просят достать тележку и покатать матрешку или перевезти кубики. Если она тянет только за один конец веревки, то тележка остается на месте. Задача состоит в том, чтобы ребенок догадалась соединить оба конца веревки и таким образом подтянула тележку и практически использовал приобретенный опыт.