Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
В качестве основных приёмов при обучении детей рассказыванию по картине были использованы: приём "Подзорная труба", приём "Вхождение в картину", приём "Машина времени", приём "Ожившие предметы" и др.
Повторное исследование связной речи (по методике Коненковой И. Д.) показало качественное улучшение навыков монологической речи у испытуемых, участвовавших в формирующем эксперименте. Кроме того, высказывания детей экспериментальной группы стали более емкими и содержательными, дети научились раскрывать тему; улучшилось звуковое оформление высказывания, речь детей стала более выразительной и эмоциональной, хотя в ней присутствовали незначительные заминки и паузы; дети начали использовать в своей речи разнообразные способы связи, лексические средства.
Таким образом, цель исследования достигнута. Выдвинутая гипотеза: систематическая и целенаправленная логопедическая работа по обучению рассказыванию по картине способствует развитию связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, подтвердилась.
Приложения
Конспекты фронтальных логопедических занятий по теме:
"Обучение детей рассказыванию по картине "Зимние забавы", проведённых в детском саду №32 комбинированного вида "Чебурашка" в старшей группе №6
Провела: студентка V курса факультета психологии отделения логопедия Лавренова Ольга Сергеевна
Данный конспект разработан для 1 этапа "Определение состава картины" коррекционно-логопедической работы.
Цель этапа: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине.
Задачи:
развивать связную речь,
обогатить словарный запас по выбранной теме.
II. Воспитательные:
формирование навыков взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
III. Развивающие:
активизация словаря по теме,
развитие общей и мелкой моторики,
развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: Картина "Зимние забавы", игра "Четвёртый лишний".
Речевой материал:
слова-предметы: зима, снег, снеговик, снегирь, коньки, санки, синички, сугроб, варежки, шарф, куртка, шапка, сапоги, каток, лёд;
слова-действия: кататься, лепить, кормить, падать;
слова-признаки: розовый, красный, оранжевый, синий, голубой, фиолетовый, белый.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Загадка: Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зимой.)
II. Основная часть.
1) Рассматривание картины "Зимние забавы".
Приём "Подзорная труба".
Правило: Навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его. Выиграет тот, кто перечислит больше объектов.
(Мальчик на санках, мальчик на коньках, снегири в кормушке, снеговик, мальчик упал, дом в снегу, деревья в снегу, снег?)
Дети: "Мальчик катается на коньках, птички сели на снег", "На крыше снег", "Красное окошко", "Фиолетовый дом", "У мальчика есть санки" и т.д.
2) Описание объектов на картине.
Приём "Охота за подробностями".
Каждый ребёнок выбирает себе по одному объекту и старается со всеми подробностями его описать.
(Это снеговик. Он состоит из трёх комков снега: одного большого, второго поменьше и третьего самого маленького. Вместо рук у него ещё два маленьких комка снега. На голове волосы - веточки. Нос сделан из морковки, а глаза из горошин. Снеговик улыбается.)
Дети: " Снеговик из снега. У него носик из морковки. Ещё у него есть глазки. Ещё есть волосы из веток. И ещё есть руки из снега. Он улыбается".
Логопед делает вывод: - Когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображённые.
3) Пальчиковая гимнастика.
Зима
Пришла зима, |
трем ладошки друг о друга |
Принесла мороз. |
пальцами массажируем плечи, предплечья |
Пришла зима, |
трем ладошки друг о друга |
Замерзает нос. |
ладошкой массажируем кончик носа |
Снег, |
плавные движения ладонями |
Сугробы, |
кулаки стучат по коленям попеременно |
Гололед. |
ладони шоркают по коленям разнонаправлено |
Все на улицу - вперед! |
одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем) |
Теплые штаны наденем, |
ладонями проводим по ногам |
Шапку, шубу, валенки. |
ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами |
Руки в варежках согреем |
круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони |
И завяжем шарфики. |
ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи |
Зимний месяц называй! |
ладони стучат по коленям |
Декабрь, Январь, Февраль. |
кулак, ребро, ладонь |